Решение от 28 июля 2015 г. по делу № А28-2178/2015
Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-2178/2015
г. Киров
28 июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2015 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Славинского А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каташинской В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
муниципального унитарного предприятия «Водоканал» города Кирово-Чепецка Кировской области (ИНН: 4312126599, ОГРН: 1024300757513, юридический адрес: 613040, Россия, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.36/2)
к Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (ИНН: 4341007902, ОГРН: 1024300751177, юридический адрес: 613040, Россия, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Первомайская, д.6)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Региональная служба по тарифам Кировской области
о взыскании 199 633 рублей 58 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца – Гагаринской Л.Л., по доверенности от 19.01.2015
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Кирово-Чепецка Кировской области (далее также – истец, Предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (далее – ответчик, Администрация) о взыскании убытков в виде затрат по устранению аварий на водопроводных сетях в сумме 199 633 рублей 58 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Кировской области (далее также – третье лицо, РСТ Кировской области).
Исковые требования, основанные на положениях статей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы тем, что Администрация не вносит бесхозяйные сети в реестр муниципальной собственности и не принимает решение об их передаче обслуживающей организации, что лишает Предприятие возможности включить расходы в тариф на водоснабжение и нести экономически обоснованные расходы по обслуживанию бесхозяйных сетей и устранению аварий на них и влечет возникновение убытков, связанных с затратами по устранению аварий на водопроводных сетях.
Определением суда от 05.03.2015 дело было принято к производству судом в порядке упрощенного производства.
Определением от 24.04.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Ответчик в отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать, указал, что данный водопровод не является муниципальной собственностью, но Администрацией ведутся мероприятия по постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного. Также ответчик просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации.
Третьим лицом представлен отзыв на исковое заявление.
В судебном заседании установлено следующее.
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Кирово-Чепецка Кировской области осуществляет водоснабжение объектов на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.
Из искового заявления, пояснений представителя истца и материалов дела следует, что 20.03.2014 и 16.07.2014 на водопроводе в районе квартала Утробино города Кирово-Чепецка от водозабора до ФКУ ИК-11 произошли аварии, которые были устранены истцом.
Согласно письму Администрации от 17.06.2015 №5260-01-20 указанная водопроводная сеть в собственности муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (в реестре имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области) не числится. Данный участок сетей является бесхозяйным. Обслуживание указанного бесхозяйного объекта сетей водопровода поручено истцу на основании Распоряжения Главы администрации города Кирово-Чепецка от 05.03.2005 №324.
Решением от 23.01.2014 Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области обязал администрацию муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области обратиться в Управление Росреестра по Кировской области о принятии на учет бесхозяйного объекта – водопроводной сети в кадастровом квартале 43:42:300079, расположенной по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, квартал Утробино, идущей от водозабора до ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области.
Из вышеуказанного письма Администрации от 17.06.2015 №5260-01-20 также следует, что истец обратился в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о принятии на учет объекта в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Однако 17.11.2014 осуществление кадастрового учета данного объекта было приостановлено. Объект не закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» города Кирово-Чепецка и не передан на обслуживание предприятию.
Осуществляя ремонт водопровода после аварий 20.03.2014 и 16.07.2014, истец понес затраты в сумме 199 633 рублей 58 копеек, в подтверждение которых представил локальную смету №1 на сумму 99 674 рубля 60 копеек и локальную смету №2 на сумму 99 958 рублей 98 копеек, а также акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат.
Истец полагает, что данные затраты возникли по причине незаконного бездействия Администрации, в связи с чем просит взыскать указанную сумму убытков с ответчика.
Заслушав представителя истца, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые данное лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно статье 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность действий (бездействия) органов местного самоуправления, наличие и размер понесенных убытков, причинно-следственную связь между нарушением и возникшими убытками.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что водопроводная сеть в кадастровом квартале 43:42:300079, расположенная по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, квартал Утробино, от водозабора до ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области является бесхозяйной.
Из материалов дела также следует, что поставка воды указанному выше исправительному учреждению осуществляется Предприятием, в том числе по указанному участку сетей.
Согласно пункту 68 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении исправительных учреждений.
Таким образом, Предприятие было обязано устранить аварию на указанной водопроводной сети с целью недопущения длительного перерыва поставки холодной воды исправительному учреждению.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 ст. 225 Кодекса установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Администрация была обязана передать бесхозяйный участок сети на обслуживание гарантирующему поставщику либо иной организации, в том числе для того, чтобы указанная организация могла в составе тарифа учитывать расходы на содержание указанного участка сети.
Доказательств того, что Администрация указанную обязанность исполнила в материалы дела не представлено.
Напротив, зная о том, что участок сети, на котором произошли аварии, является бесхозяйным, никаких действий по передаче на обслуживание участка сети истцу, либо иному лицу Администрация не предприняла.
Таким образом, поскольку участок сети, на котором произошли аварии, истцу на обслуживание не передан, истец был лишен возможности учесть расходы по его содержанию в составе утвержденного для него тарифа на холодное водоснабжения.
Это также следует из отзыва Региональной службы по тарифам.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что имеет место противоправное бездействие Администрации, в результате которого Предприятию были причинены убытки в размере, необходимом для устранения аварий на сети.
В обоснование размера убытков истцом представлены локальные сметы по устранению аварий.
Доказательств наличия убытков в ином размере ответчиком не представлено.
Однако суд считает необходимым исключить из размера убытков по указанным сметам расходы истца по выплате заработной платы, и, соответственно, отчислений с сумм заработной платы, произведенных согласно требованиям законодательства в силу нижеследующего.
В силу статей 2, 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем.
Таким образом, заявленные расходы в части начисления заработной платы являются не расходами на восстановление нарушенного права, а расходами, которые истец должен понести в соответствии с требованиями трудового законодательства, то есть обычными расходами, которые не могут расцениваться как вынужденные вследствие неправомерных действий ответчика и являются для истца не ущербом, а условно-постоянными расходами.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению частично – в сумме 126 705 рублей 58 копеек.
В остальной части в удовлетворении требований следует отказать.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям: на истца – в размере 2 553 рублей, на ответчика – в размере 4 436 рублей, и подлежат взысканию с него в пользу истца.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в лице Администрации города (ИНН: 4341007902, ОГРН: 1024300751177, юридический адрес: 613040, Россия, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Первомайская, д.6) за счет казны в пользу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» города Кирово-Чепецка Кировской области (ИНН: 4312126599, ОГРН: 1024300757513, юридический адрес: 613040, Россия, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.36/2) денежные средства в размере 126 705 (сто двадцать шесть тысяч семьсот пять) рублей 58 копеек, а также судебные расходы в размере 4 436 (четыре тысячи четыреста тридцать шесть) рублей 00 копеек.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Выдать муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» города Кирово-Чепецка Кировской области (ИНН: 4312126599, ОГРН: 1024300757513, юридический адрес: 613040, Россия, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.36/2) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 996 (девятьсот девяносто шесть) рублей 35 копеек.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Судья А.П. Славинский
Суд:
АС Кировской области (подробнее)
Истцы:
МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка Кировской области (подробнее)
Ответчики:
Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области (подробнее)
Последние документы по делу:
Решение от 28 июля 2015 г. по делу № А28-2178/2015
Определение от 14 мая 2015 г. по делу № А28-2178/2015
Определение от 24 апреля 2015 г. по делу № А28-2178/2015