ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
Сообщество 3516 участников
Oleg ON написал 02.03.2016 13:29
ЕИРЦ не вправе действовать от своего имени при сборе денежных средств на свой расчётный счёт!УФАС
954 9 9
«ЕИРЦ» не вправе действовать от своего имени при сборе денежных средств на свой расчётный счёт!(УФАС)
http://solutions.fas.gov.ru/to/smolensk … d7020abdb1
Решение и предписание по делу № 04-01/10-2014 в отношении ООО «Управляющая компания» и ЗАО «Единый Информационный Расчётный Центр»
Номер дела: №04-01/10-2014
Тип документа:Решения по делам
Управление:Смоленское УФАС России
Дата публикации:20.03.2015
Сферы деятельности:Антимонопольное регулирование в ЖКХ
РЕШЕНИЕ
г. Смоленск
Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2015 года
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>;
Члены Комиссии: <…>;<…>;<…>,
при участии в заседании Комиссии:
- от Ответчиков: (ООО «Управляющая компания») – <…> (доверенность от 03.11.2014, паспорт); (ЗАО «Единый Информационный Расчетный Центр») – <…> (доверенность от 24.07.2014, паспорт);
в отсутствии заявителей, извещены надлежащим образом,
рассмотрев дело № 04-01/10-2014 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее – Управляющая компания или Общество) (214004, г. Смоленск, ул. Оршанская, д. 18) и закрытым акционерным обществом «Единый Информационный Расчётный Центр» (далее – ЗАО «ЕИРЦ») (170100, г. Тверь, пр-т Тверской, д. 2, оф. 1501) пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступили заявления от <…>, проживающей в <…> по ул. Оршанской в г.Смоленске, и собственников помещений многоквартирного дома 83 по ул. Николаева в г. Смоленске <…> (кв. <…>), <…> (кв.<…>), <…> (кв. <…>), <…> (кв. <…>), <…> (кв. <…>) (далее – Заявители), касающиеся навязывания Управляющей компанией перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» ОАО «АтомЭнергоСбыт» (далее – ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт») и ЗАО «ЕИРЦ».
Из заявлений и приложенных к ним документов, а также представленных Управляющей компанией и ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» по запросам Смоленского УФАС России материалов следовало, что Управляющая компания является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому 18 по ул. Оршанской и многоквартирному дому 83 по ул. Николаева в г. Смоленске (далее – МКД №№18, 83). Между обществом и собственниками (нанимателями) помещений данных многоквартирных домов заключены типовые договоры управления многоквартирным домом (далее – Договор управления МКД).
Согласно Договору управления МКД Управляющая компания обязана предоставлять пользователям помещений многоквартирного дома жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ).
Собственники помещений вносят плату за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт или в кассу Управляющей компании (пункт 4.6 Договора управления МКД).
Общество заключило договор с ЗАО «ЕИРЦ» по осуществлению деятельности по приёму платежей от физических лиц и ведению операций по расчётам за оказываемые услуги от 12.12.2013 № 52/ПП/12-2013 (далее - Договор приёма платежей) и агентский договор с ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» от 01.08.2014 № 24-СГО/16ад (далее – Агентский договор).
Согласно указанным договорам все собираемые денежные средства за оказанные Обществом жилищно-коммунальные услуги должны поступать на специальные банковские счета ЗАО «ЕИРЦ» и ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (пункт 3.1 Договора приёма платежей; пункт 1.2 Агентского договора).
С апреля 2014 года Общество начало выставлять собственникам (нанимателям) помещений МКД №№18, 83 платёжные документы на оплату ЖКУ с указанием в них получателем платежей ЗАО «ЕИРЦ», а с августа 2014 года платёжные документы по отдельной коммунальной услуге электроснабжение, с указанием в них получателем платежа ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт». В выставляемых платёжных документах указывались расчётный счёт ЗАО «ЕИРЦ» и специальный банковский счёт ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» для зачисления денежных средств, соответственно.
Заявители считают, что данная схема расчётов противоречит условиям заключённого между ними и Управляющей компанией Договора управления МКД, а действия по выставлению собственникам помещений МКД №№18, 83 платёжных документов с указанием в них в качестве получателя денежных средств за ЖКУ лиц, не являющихся стороной договора, незаконными.
Как следует из представленных в Смоленское УФАС России копий платёжных документов за август 2014 года, предъявленных ЗАО «ЕИРЦ» и ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» к оплате потребителям, исполнителем ЖКУ названа Управляющая компания, получателем платежей за отдельные ЖКУ указано ЗАО «ЕИРЦ», а за коммунальную услугу по электроснабжению ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт», в которых указаны банковские реквизиты ЗАО «ЕИРЦ» и ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт».
Управляющая компания письмами от 30.09.2014 № 593 и от 29.10.2014 №671 сообщило Смоленскому УФАС России, что решение о внесении платы за ЖКУ на расчётные счёта ЗАО «ЕИРЦ» и ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» собственниками помещений МКД №№ 18, 83 на общем собрании не принималось. Договор приёма платежей и Агентский договор были заключены в соответствии с пунктом 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), условиями которых предусмотрена возможность Оператором (пункт 3.1 Договора приёма платежей) и Агентом (пункт 1.2 Агентского договора) принимать денежные средства за ЖКУ на свои специальные банковские счёта, которые и указываются в выставляемых платёжных документах.
Между тем, письмом от 29.10.2014 № 671 Общество сообщило Смоленскому УФАС России о расторжении 28.10.2014 с ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» Агентского договора, представив копию выставляемого потребителям ЖКУ платёжного документа за октябрь 2014 г. на оплату коммунальной услуги по электроснабжению, в котором исполнителем данной услуги и получателем денежных средств за неё является ООО «Управляющая компания».
Таким образом, ООО «Управляющая компания» и ОАО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» добровольно устранили до возбуждения настоящего дела выявленные нарушения.
Договор же приёма платежей, заключённый между Управляющей компанией и ЗАО «ЕИРЦ», продолжает действовать. Общество продолжает выставлять собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, платёжные документы на оплату ЖКУ с указанием в них получателем платежей ЗАО «ЕИРЦ».
На заседании Комиссии Смоленского УФАС России представители Ответчиков не признали наличие нарушения антимонопольного законодательства и сообщили, что Договор приёма платежей был заключён в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ и Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), его условия не содержат и не порождают никаких дополнительных обязательств потребителей коммунальных услуг, а также не нарушают их прав.
Рассмотрение дела откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определение от 25.12.2014 № 5200/04, от 28.01.2015 № 227/04) и 11.03.2015 рассмотрение дела было продолжено.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав доводы представителей Ответчиков, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частями 2, 7 статьёй 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией ??????????????????????????, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за ЖКУ управляющей организации, которая осуществляет управление данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.
Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что Управляющая компания является управляющей организацией по отношению к 24 многоквартирным домам в г. Смоленске (в т.ч. и МКД №№18, 83) на основании заключённых Договоров управления МКД.
Согласно условиям данных договоров Управляющая компания обязана предоставлять жилищно-коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений, которые должны вносить плату за предоставленные управляющей организацией услуги на расчётный счёт или в кассу управляющей организации (пункт 4.6 Договора управления МКД).
Таким образом, сторонами Договора управления МКД был принят порядок внесения собственниками помещений в таких домах платежей, связанных с оплатой ЖКУ, непосредственно Управляющей компании. Доказательств о принятии собственниками помещений иного решения по внесению платы, в том числе на расчётные счета иных организаций, сторонами в материалы дела не представлено.
Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами Управляющая компания (Поставщик) заключило с ЗАО «ЕИРЦ» (Оператор) Договор приёма платежей, согласно которому ЗАО «ЕИРЦ» осуществляет организацию расчётов и приём в качестве платёжного агента денежных средств от Плательщиков в целях исполнения денежных обязательств Плательщиков перед Поставщиком за ЖКУ в соответствии с Жилищным законодательством, в многоквартирных домах, обслуживаемых Поставщиком (перечень домов указан в Приложении №1 к Договору приёма платежей).
Все действия по оказанию вышеуказанных услуг Оператор выполняет от своего имени, но за счёт Поставщика. Также от своего имени, но за счёт Поставщика Оператор осуществляет мероприятия по взысканию дебиторской задолженности населения Поставщику.
Все денежные средства, принятые Оператором, поступают в кредитную организацию на специальный банковский счёт Оператора, который используется для осуществления расчётов с Поставщиком (пункт 3.1 Договора приёма платежей).
Между тем, как следует из представленных в Смоленское УФАС России копий платёжных документов за август 2014 года, предъявленных ЗАО «ЕИРЦ» к оплате потребителям, исполнителем ЖКУ названо ООО «Управляющая компания», а получателем платежей за ЖКУ указано ЗАО «ЕИРЦ», с указанием банковских реквизитов и расчётного счёта ЗАО «ЕИРЦ» - р/с 40702810200140002648.
Согласно информации, представленной Смоленским филиалом АБ «РОССИЯ» на запрос Смоленского УФАС России р/с 40702810200140002648 ЗАО «ЕИРЦ», указываемый в выставляемых платёжных документах собственникам помещений в многоквартирных домах для перечисления денежных средств за ЖКУ, не является специальным банковским счётом.
Таким образом, без учёта мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны Договора приёма платежей пришли к соглашению о том, что собираемые ЗАО «ЕИРЦ» денежные средства за оказанные Управляющей компанией жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчётный счет Общества, а на расчётный счёт ЗАО «ЕИРЦ».
Заключенным соглашением исполнитель ЖКУ Управляющая компания отказалась от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на указанном рынке, допустила к осуществлению названных функций постороннее (с точки зрения ответственности перед жильцами) лицо, т.е. рассматриваемое соглашение по настоящему делу изменило общие условия обращения товара - ЖКУ, на товарном рынке.
Следует также отметить, что в силу пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), к существенному условию договора относятся реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя (Управляющая компания).
В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 69 Правил в платёжном документе указывается, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Согласно пункту 32 Правил исполнитель имеет право, в том числе:
- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт «а»);
- привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:
для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;
для доставки платежных документов потребителям;
для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подпункт «е»);
- осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «ж»).
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона России от 19.09.2011 №454 (зарег. в Минюсте России от 16.11.2011 №22321), в графе платёжного документа «Получатель платежа» указываются банковские счета и банковские реквизиты исполнителей коммунальных услуг, и может быть указана такая информация о ресурсоснабжающей организации в том случае, когда было принято решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Если к расчету платежей, подлежащих внесению потребителями, исполнитель привлекает стороннюю организацию, то в разделе 1 «Сведения о плательщике и исполнителе услуг» рекомендуется дополнительно указывать наименование такой организации, ее адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет, режим работы.
Из содержания вышеприведённых положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что заключив двусторонний договор управления многоквартирным домом стороны договора должны выполнять его условия в соответствии со взятыми на себя обязательствами и требованиями законодательства, регулирующего правоотношения сторон данного договора, и в частности, порядок внесения платы за ЖКУ.
В случае отказа от выполнения условий договора управления многоквартирным домом и требований законодательства утрачивается смысл заключения договора.
Таким образом, в платёжном документе в графе «Получатель платежа» может быть указан либо расчётный счёт исполнителя коммунальных услуг, либо расчётный счёт ресурсоснабжающей организации, которой на общем собрании собственников помещений МКД может быть принято решение о внесении платы за отдельные коммунальные услуги. Никаких других расчётных счетов и иных банковских реквизитов сторонних организаций указываться не должно.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Выставляя ежемесячно потребителям ЖКУ, выбравших способ управления многоквартирным домом посредством Управляющей организации, платёжные документы на оплату ЖКУ, где получателем платежа значится ЗАО «ЕИРЦ», а не фактический исполнитель ЖКУ (Управляющая компания), стороны соглашения возложили без согласия потребителей собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов обязанность оплачивать ЖКУ на расчётный счёт ЗАО «ЕИРЦ».
Следует также отметить, что рынок услуг управления эксплуатацией жилого фонда является потенциально конкурентным. В материалах дела имеется Аналитический отчёт Смоленского УФАС России по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами от 02.02.2015, из которого следует, что на территории города Смоленска на рассматриваемом рынке по состоянию на 01.09.2013 деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляли 23 хозяйствующих субъектов, по состоянию на 01.09.2014 – 26.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается, в частности, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, конкуренция на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда в географических границах города Смоленска будет соблюдена, если управляющие организации (в том числе Управляющая компания) в отношении потребителей таких услуг самостоятельно и добросовестно будут выполнять обязательства с соблюдением ЖК РФ и Правил, которыми установлены общие условия обращения товара на товарном рынке.
В силу пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
На заседании Комиссии Смоленского УФАС России представитель ЗАО «ЕИРЦ» возразил, что заключённый Договор приёма платежей и реализация его условий - организация расчётов и приём в качестве платёжного агента денежных средств от потребителей ЖКУ является антиконкурентным соглашением, так как условия Договора приёма платежей, предусматривающие осуществление ЗАО «ЕИРЦ» приёма платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на свой специальный банковский счёт, не противоречат нормам действующего законодательства, в частности, статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ и частей 4, 7, 15 и 16 статьи 155 ЖК РФ.
В обоснование законности действий ЗАО «ЕИРЦ», дающих право обществу принимать платежи от населения за ЖКУ, представитель ЗАО «ЕИРЦ» представил Комиссии на рассмотрение документы, свидетельствующие о том, что ЗАО «ЕИРЦ» состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинге по ЦФО и в реестре РОСКОМНАДЗОРА операторов, осуществляющих обработку персональных данных. В доказательство использования ЗАО «ЕИРЦ» при расчётах с населением за ЖКУ специального банковского счёта был представлен договор на приём коммунальных платежей от 11.03.2014 № 60-01-05/611, заключенный ЗАО «ЕИРЦ» с ФГУП «Почта России».
Данные возражения являются несостоятельными, так как Комиссией рассматривается вопрос, выходящий за пределы полномочий, установленных Федеральным законом № 103-ФЗ, и считает, что ЗАО «ЕИРЦ» вправе участвовать в отношениях между собственниками помещений МКД и Управляющей компанией в качестве платёжного агента, но в этом случае ЗАО «ЕИРЦ» не вправе действовать от своего имени при сборе денежных средств на свой расчётный счёт.
Оценив представленные доказательства, Комиссия Смоленского УФАС России отклонила доводы представителя Общества по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
Как следует из данной нормы права, приведённый в ней перечень запретов не является исчерпывающим, и антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные соглашения, кроме установленных частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (пункты 1 - 4), а слово «в частности» указывает на безусловный запрет соглашений, прямо поименованных в части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем наличие или угроза наступления соответствующих последствий (ограничение конкуренции) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом.
С учётом норм права, обозначенных в статье 11 Закона о защите конкуренции, частью 4 данной статьи законодателем закреплён запрет на иные соглашения между хозяйствующими субъектами (кроме указанных в частях 1–3 данной статьи), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В частности, законодатель установил такой запрет на соглашение о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования) – пункт 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен вышеназванный запрет, во-первых, в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на разных товарных рынках (не между конкурентами), которым взаимовыгоден итог такого соглашения; во-вторых, данная норма не указывает, в пользу кого может быть предъявлено необоснованное требование передачи контрагентом финансовых средств или иного имущества; в-третьих, такое требование должно противоречить закону или условиям заключённого договора с контрагентом. Ограничение же конкуренции происходит именно на том товарном рынке, на котором существуют гражданские отношения между одним из хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении, и его контрагентом (потребителем товара), которому должны впоследствии навязываться невыгодные условия договора (к тому же, не любые условия договора, а только условия финансового и имущественного характера). При этом реализация такого соглашения может производиться непосредственно как всеми участниками соглашения, так и одним из его участников, при бездействии остальных.
Таким образом, навязывание собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, управляемых Управляющей компанией невыгодных условий договора управления многоквартирным домом происходит на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда, на котором действует Управляющая компания (исполнитель ЖКУ). Такое навязывание является реализацией рассматриваемого соглашения. По сути, стороны рассматриваемого соглашения договорились о внесении изменений в условия договоров управления многоквартирными домами, заключённых между Управляющей компанией и его абонентами (потребителями ЖКУ), без учёта мнения самих потребителей – о порядке внесения размера платы за ЖКУ.
Как отмечено выше, порядок внесения размера платы за коммунальные услуги является существенным условием договора управления многоквартирным домом (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ), и с учётом особенностей жилищного законодательства такое существенное условие должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 настоящего закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 30 настоящего закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего закона.
Доказательства, представленные ЗАО «ЕИРЦ» на рассмотрение Комиссии, не соотносятся с доказательствами, предусмотренными вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции. Иных доказательств ЗАО «ЕИРЦ» и другие лица, участвующие в деле, не представили. Комиссия Смоленского УФАС России таких обстоятельств самостоятельно также не установила.
Более того, из представленных Заявителями в дело копий счёт-квитанций следует, что суммы платежей потребителей, оплачивающих ЖКУ по предъявленным ЗАО «ЕИРЦ» платёжным документам через кредитные организации, поступают именно на расчётный счёт ЗАО «ЕИРЦ».
Факт поступление денежных средств от потребителей на расчётный счёт ЗАО «ЕИРЦ» в счёт жилищно-коммунальных услуг, оказанных Управляющей компанией, подтверждено самим обществом, представившим по требованию Комиссии Смоленского УФАС России справку об общей сумме денежных средств поступивших на расчётный счёт ЗАО «ЕИРЦ» в счёт данных услуг.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать соглашение между ООО «Управляющая компания» и ЗАО «Единый Информационный Расчётный Центр» о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов в г.Смоленске, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания» и не принявших на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решение о перечислении денежных средств за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт ЗАО «Единый Информационный Расчётный Центр», недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «Управляющая компания» и ЗАО «Единый Информационный Расчётный Центр» предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.