Европа выходит из украинского потока
и перекладывает модернизацию транзитных газопроводов на Россию

Евросоюз считает бессмысленным вкладывать деньги в модернизацию газотранспортной системы Украины. В Брюсселе исходят из того, что, если будут построены два газопровода из России в ЕС — South Stream и Nord Stream, необходимости в украинском и белорусском транзите больше не будет ни у России, ни у Евросоюза. Впервые об этом вчера заявил энергокомиссар ЕС Гюнтер Оттингер. Получается, что Еврокомиссия подталкивает Киев к созданию совместного предприятия с "Газпромом".

Комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер вчера впервые прямо заявил, что выделение средств ЕС на модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС) зависит от гарантий России на прокачку газа в Европу. "Модернизация ГТС (стоимостью $2,1 млрд) не имеет смысла, если нет газа, а газ поступает из России",— приводит "Интерфакс-Украина" слова господина Оттингера. В этой связи еврокомиссар упомянул строящийся в 2011-2012 годах подводный газопровод Nord Stream мощностью 55 млрд кубометров и проектируемый South Stream пропускной способностью 63 млрд кубометров. Суммарная мощность этих двух газопроводов составляет 118 млрд кубометров. "Россия может поставлять газ без помощи Украины или Белоруссии — сейчас она экспортирует на европейский рынок 120 млрд кубометров газа",— пояснил господин Оттингер.

О том же регулярно предупреждают и украинские власти. К примеру, неделю назад премьер Николай Азаров в интервью национальному "5-му телеканалу" заявил: "Россия построит Nord Stream и South Stream, Европа и Азербайджан — Nabucco, и Украина окажется в тупике. Поэтому самое важное — создать условия не только для нормального функционирования газотранспортной системы Украины, но и для ее существования".

Как создать такие условия, еще в мае 2010 года подсказал российский премьер Владимир Путин, предложивший объединить газовые монополии двух стран,— "Газпром" и "Нафтогаз Украины". Но президент Украины Виктор Янукович тогда ничего не ответил, а чуть позже заявил, что, поскольку, мол, стоимость "Нафтогаза" ниже 10% капитализации "Газпрома", то ни о каком слиянии речи быть не может. После этого Москва предложила создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений "Газпрома" в РФ. Этот проект эксперты обсуждают уже полгода. Ожидается, что весной удастся продвинуться в создании этого СП.

Осенью "Газпром" предложил для СП ряд месторождений на Ямале и в Астрахани, но украинская сторона до сих пор не определилась: вносить в СП все магистральные газопроводы или до 50% ГТС, как это следует из национального законодательства, и что делать с подземными хранилищами газа. Формально прошлой осенью верховная рада вывела ГТС из перечня стратегически важных и не подлежащих приватизации предприятий. Фактически же идея продажи ГТС является непопулярной среди украинских элит, поэтому власти страны пытаются пройти между Сциллой и Харибдой. "Вопрос приватизации украинской ГТС сейчас неактуален",— утверждает премьер Азаров. Но одновременно президент Янукович рассчитывает "на совместное участие Украины, России и ЕС в модернизации украинской ГТС".

Еврокомиссия, которая до сих пор занимала нейтральную позицию, наконец определилась. Гюнтер Оттингер посоветовал вчера властям Украины убедить Москву отказаться от строительства South Stream и профинансировать модернизацию украинской ГТС. "Надеюсь, что двусторонние отношения между Киевом и Москвой будут развиваться с пользой для трехстороннего партнерства между РФ, Украиной и ЕС, потому что дешевле модернизировать существующие трубопроводы, чем строить новую инфраструктуру",— заявил энергокомиссар. В Киеве и Москве вчера не комментировали позицию ЕС.

В этих условиях, по мнению члена комитета рады по ТЭК Сергея Пашинского, Украина сможет справиться с модернизацией ГТС как без европейской помощи, так и без передачи активов в СП с российским "Газпромом". "Это дает очень сильные аргументы украинской стороне в переговорах с Россией",— полагает депутат. А глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что у "Нафтогаза" есть возможность в ближайшие пять-семь лет вкладывать по $200-300 млн ежегодно в модернизацию ГТС — но все технические вопросы должны одобрить политики.

http://www.kommersant.ru/Doc/1573618