Кое-что историческое о земляках,
хотя уже и не в Ростове дело было,
а в Таганроге (после Ростова).
Павел Егорович Чехов, отец писателя. Павел Егорович содержал скромную лавочку. Дела шли ни шатко ни валко, однако концы с концами сводились. Пока не случилась трагедия.
Однажды Павел Егорович пришел домой и с ходу сообщил своей супруге:
— Экая, подумаешь, беда: в баке с деревянным маслом (низший сорт оливкового. — А. М.) нынче ночью крыса утонула. А в баке масла более двадцати пудов. Забыли на ночь закрыть крышку — она, подлая, и попала.
Жена ответила:
— Ты уж, пожалуйста, не отпускай этого масла нам для стола. Я его и в рот не возьму, ты знаешь, как я брезглива.
Павел Егорович принялся размышлять, что делать с этим маслом. Выливать вроде жалко. Продавать — нечестно. Наконец выход был найден: нужно устроить над маслом молебен. Посланец Чехова-отца ходил по домам постоянных покупателей и говорил:
— Кланялись вам Павел Егорович и просили пожаловать в воскресенье в лавку. Будет освящение деревянного масла.
— Что за освещение? — не понимал обыватель. — Какого масла?
— В масло дохлая крыса попала, — разъяснял посланец.
— И вы что, его продавать будете? — искренне удивлялся обыватель.
Состоявшийся обряд довольно живо описал Александр Павлович Чехов: «О. Федор покосился на обстановку и в особенности на миску с маслом, облачился и начал служить молебен. Павел Егорович вместе с детьми пел и дирижировал важно и прочувственно... В конце молебна протоиерей прочел очистительную молитву, отломил кусочек хлеба, обмакнул в миску и съел с видимым отвращением. Освященное и очищенное масло торжественно вылили в бак и даже взболтали, а затем гостеприимный хозяин пригласил всех к закуске... По окончании торжества все разошлись и разъехались, и с этого момента, к величайшему недоумению Павла Егоровича, торговля сразу упала, а на деревянное масло спрос прекратился совсем».
В конце концов несчастному, залезшему в долги предпринимателю пришлось бежать в Москву от кредиторов.
Сегодня в лавке Чехова открыт музей.
***Вот так!
"Ради красного словца не жалко и отца!" (пословица)