Если бы пятнадцать лет назад кто-то произнес что-то о еврейской эмиграции в Германию, то эти
слова, наверное, прозвучали бы как издевательство над здравым смыслом. Сегодня, в начале XXI века,
эмиграция евреев из СССР-СНГ в ФРГ стала реальностью. По некоторым оценкам, более 70 тысяч евреев из
одной шестой части Земли переселились в эту страну, а некоторые из них (точных данных на этот счет нет)
даже стали гражданами ФРГ. При этом очередь на получение эмиграционных виз в немецких посольствах и
консульствах в России, на Украине и других бывших советских республиках не иссякает и, по оценкам на конец
2002 года, составляет 20000 человек.
***
Первое, что здесь удивляет, так это факт, что формально эмиграции русских (советских) евреев не
существует; так ее называют разве что в быту. В официальных же и полуофициальных немецких
документах еврейские эмигранты фигурируют в качестве "континентальных беженцев" (что смазывает
картину и усложняет статистику), об их подлинном происхождении и причинах появления в Германии
здесь предпочитают помалкивать.
***
Делается это отнюдь не случайно.
***
История еврейской эмиграции в Германию началась в девяностых годах прошлого века. В разгар
политического хаоса и экономической разрухи на постсоветском пространстве, в период непосредственно
после падения коммунизма и развала Советского Союза тысячи перепуганных людей всеми правдами и
неправдами пытались перебраться на Запад, причем большая часть из них – в Западную Германию,
которая в глазах советских людей представлялась образцом порядка и благополучия. Одни попадали
сюда через ГДР, так как получить визу в эту страну было несложно, как и несложно было перебраться
из ГДР в ФРГ. Другие приезжали через Венгрию, Польшу или Чехословакию. Третьи умудрялись получить
визу непосредственно в ФРГ. Четвертые бежали из Советской армии или других советских учреждений,
расквартированных в бывшей уже ГДР.
Как бы там ни было, попав на территорию ФРГ, эти люди обращались с просьбой о политическом убежище.
И вот здесь-то у них и возникали трудности. Если раньше политическое убежище вырвавшимся из
коммунистического рая предоставлялось автоматически, то теперь людям приходилось индивидуально
доказывать немецким чиновникам, что в случае возвращения на родину им угрожают политические
преследования. Ну, а чем можно мотивировать угрозу преследований, коль скоро на постсоветском
пространстве упразднены КПСС и КГБ, проведены демократические выборы, отменены ограничения на
эмиграцию, провозглашена свобода слова и так далее? Казалось, просители политического убежища
лишились сколько-нибудь убедительных аргументов. Аргументы им подбросила... Москва.
***
Сместив Горбачева и развалив Советский Союз, тогдашний президент РФ Борис Ельцин лихорадочно добивался легитимации своей, полученной, в сущности, путем заговора, власти. Он всячески стремился заручиться поддержкой общественного мнения, деловых кругов и правительств западных стран. С этой
целью Ельцин усиленно сколачивал правый и ультраправый фланги российского политического спектра. Замысел состоял в том, чтобы предстать в глазах собственных граждан и перед лицом Запада в качестве
единственной силы, способной противостоять угрозе реставрации коммунизма слева и национал-фашистским
тенденциям – справа. Именно тогда на общественной арене появились разного рода фашиствующие и
национал-патриотические организации, а их главари – Осташвили, Васильев, Макашов, Баркашов, Проханов,
Лимонов и др. выступали с откровенно фашистскими и зачастую антисемитскими лозунгами. Впрочем, наиболее
удачной разработкой администрации Ельцина в этом направлении оказалась операция под названием
"Жириновский".
***
Мелкий провокатор, работавший по линии борьбы с сионизмом, оказался самым успешным лидером правой
оппозиции. На первых же демократических выборах в Думу наскоро сколоченная Жириновским Либерально-демократическая партия получила 12 миллионов голосов! Не знаю, смутил ли этот факт самого Ельцина и его
команду, но на Западе он произвел ошеломляющее впечатление. Об угрозе фашизма в России и его
непременных спутниках – еврейских погромах – всерьез заговорили в Париже, Бонне, Лондоне и других
европейских столицах.
***
Опасениями западных политических элит, связанными с приходом к власти в России национал-фашистов, не
преминули воспользоваться беженцы из стран СНГ. Все они в мгновение ока превратились в евреев или "лиц
с примесью еврейской крови" (в Германии лучше чем где бы то ни было понимают этот термин!), которым в
случае возвращения на родину грозит расправа от рук фашиствующих молодчиков. Немецкие чиновники тут
же были сбиты с толку ловкачами из России, доказывающими, что запись в паспорте "русский" или "украинец"
ровным счетом ничего не значит; на самом деле мы евреи! Чиновники, не желающие решать расовые
проблемы, предпочли переложить эту обязанность на еврейские общины. Именно там должны были решать,
кто из соискателей убежища действительно еврей, а кто нет. Но как могли в этом разобраться в еврейских
общинах? Разве что просить метрики у соискателей немецкой визы? Однако, написанное по-русски
свидетельство о рождении ровным счетом ничего не проясняло. (Автору этих строк доводилось видеть метрики, где в графе "национальность" слово "русский" было зачеркнуто, а сверху свежими чернилами выведено
"еврей".) Началась неразбериха с доказательствами, выяснениями, доносами, жалобами всех на всех.
***
А между тем бывшие советские граждане зря тратили время на мелкое трюкачество: решать их судьбу
взялись в верхних коридорах власти.
Тогдашний председатель Центрального совета евреев в Германии г-н Ганс Галинский пользовался у немецкой
верхушки репутацией принципиального и авторитетного деятеля. Хотя сама еврейская община Западной Германии была весьма немногочисленна (30000 членов), состояла главным образом из выходцев из Польши
и Румынии и держалась исключительно благодаря финансовой поддержке правительства, ее председатель
отнюдь не был марионеткой в руках канцлера Г.Коля. В какой-то мере немецкий лидер прислушивался к
мнению еврейского лидера. Во всяком случае, в тех вопросах, которые касались отношений с США, Израилем,
а также по проблеме советских евреев. (Закулисная, но чрезвычайно важная роль канцлера Г.Коля в деле
освобождения многих узников и отказников в СССР, в частности А.Щаранского, объясняется не только личными
симпатиями канцлера и осознанием им исторической вины немцев перед евреями, но и в немалой степени
влиянием Ганса Галинского.)
***
Так что когда больной и уже обреченный еврейский лидер явился в кабинет канцлера и стал убеждать его в
необходимости открыть двери страны перед российскими евреями, он встретил полное понимание. Конечно,
Коль руководствовался не только эмоциями и желанием помочь людям, оказавшимся перед угрозой погромов.
Опьяненный чудом объединения немецких государств (до которого он вряд ли мечтал дожить), канцлер-
объединитель уже видел свою страну в новой роли политического, экономического и культурного лидера
объединенной Европы от Атлантики до Урала. Конечно, он сознавал что его стране еще предстоит
интегрировать новые земли, выстроить новую столицу Европы–Берлин, преодолеть провинциализм, научное
и культурное отставание и многое другое. Но еврейская эмиграция – приезд в страну новых эйнштейнов,
ойстрахов и мандельштамов – представлялась Колю лежащей как раз в русле избранного им пути превращения
Германии в ведущую державу Европы и главного союзника США на континенте. Что касается финансовых
затрат на интеграцию новоприбывших, об этом Г.Коль, похоже, и не задумывался. Политика открытого
кошелька проводилась Германией много десятилетий и стала как бы частью натуры, или, если угодно,
политическим стилем канцлера Коля, стоявшего у руля страны шестнадцать лет.
***
Не знаю, что думал Г.Галинский насчет русских эйнштейнов и мандельштамов, но одного он не скрывал: приезд
в Германию тысяч советских евреев виделся ему как посланная небесами возможность укрепить дряхлеющие
еврейские общины (в некоторых городах в синагогах невозможно было даже собрать миньян), как свежая
кровь, способная оживить обреченное на вымирания немецкое еврейство.
***
Результатом длительных переговоров Гельмута Коля и Ганса Галинского стало постановление бундестага
(ноябрь 1991 года), предоставившего статус континентальных беженцев тем лицам в странах СНГ, которые
в состоянии доказать свое еврейское происхождение. Таким образом, поиск индивидуальных аргументов для
бывших советских граждан – соискателей убежища в Германии отпал. Одновременно с постановлением
бундестага была разработана процедура подачи документов и выяснения этнического происхождения
тех или иных лиц специальными отделами при посольствах и консульствах ФРГ в странах СНГ. "Расовые"
разборки вынесли за пределы страны подальше от прессы и глаз общественности. Необходимость в
свидетельствах от еврейских общин отпала, "континентальные беженцы" из стран СНГ стали с комфортом
приезжать в Германию с готовыми документами, с багажом немыслимых объемов и с уверенностью, что они
выиграли самый счастливый билет в жизни.
*
Итак, решением бундестага от ноября 1991 года граждане стран бывшего СССР еврейского происхождения
получили в Германии статус "континентальных беженцев" исключительно на основании своего этнического
происхождения.
Но что это за статус и какие возможности он предоставляет?
Своим происхождением статус прежде всего обязан “холодной войне” и связан с желанием политиков на
Западе продемонстрировать людям за "железным занавесом", что беженцам из коммунистических стран в
демократическом мире будут предоставляться все права и существенная материальная помощь. В сущности,
это был один из элементов "холодной войны", войны на пропагандистском поле. Что касается конкретного
содержания, то статус "континентальных беженцев" дает людям право проживать в Германии, право на
работу, медицинское страхование, на получение через какое-то время немецкого гражданства. Им
оплачиваются жилье, курсы немецкого языка и профессиональной переквалификации, выплачиваются пособия,
достаточные для вполне сносного существования. Причем эти и многие другие блага предоставляются на
неограниченный срок. С точки зрения гражданских прав и материальной помощи статус "континентальных
беженцев" уступает разве что статусу этнических немцев-переселенцев, а в чем-то его даже превосходит
***
Именно этот статус стал тем магнитом, который притянул и притягивает в Германию людей, не связанных с
этой страной ни этническими, ни культурными, ни какими иными узами. Более того, притягивает людей,
имеющих моральные причины не любить эту страну и не прощать ей прошлых преступлений против
еврейского народа. Итак, с момента принятия бундестагом соответствующего постановления прошло более
десяти лет. И хотя еврейская эмиграция все еще продолжается, сегодня уже можно подвести первые итоги
этого противоестественного по внутреннему смыслу процесса. В какой же мере оправдались расчеты одних
и осуществились надежды других?
***
Что касается приезда в страну эйнштейнов и мандельштамов, то ничего подобного не произошло.
Высококвалифицированные специалисты из России (главным образом, в области науки и высоких технологий)
оказались в американских (частично – в израильских) университетах или в соответствующих фирмах. Правда,
незначительное количество средних и слабых специалистов все же оказались в немецких фирмах, но чаще
всего они не принадлежат к "континентальным беженцам", а работают здесь по контрактам, накапливая опыт
и пытаясь со временем перебраться в те же Америку или Канаду. Не приехали сюда ни выдающиеся
музыканты, ни актеры, ни писатели, ни спортсмены. Все они предпочли Нью-Йорк, Лондон или, на худой
конец, – Париж.
Что касается людей искусства более низкого ранга, то они нащупали некий третий путь. Устроившись в
Германии, создав себе здесь материальную базу, они продолжают свою творческую деятельность на
родине – в России или на Украине. Российской или украинской публике часто и невдомек, что тот или
иной певец, композитор или писатель, которого они видят со сцены, читают или слушают, давно живет
в Германии и существует на пособие немецкого социального ведомства. Автор этих строк знал даже одного
получателя пособия, который пытался (хотя и неудачно) пройти на выборах в Российскую государственную
думу!
Итак, эмигранты-знаменитости обошли Германию стороной. Но кто же сюда приехал? Подавляющее
большинство еврейских эмигрантов в Германии – жители маленьких или очень маленьких городов и городков
прежде всего Украины и России. 70 процентов из них – люди нетрудоспособного возраста, по большей части
одинокие женщины. Оно и понятно. С одной стороны, материальное положение этих одиноких пожилых дам
в украинской и российской глубинке просто отчаянное, с другой – им не на что рассчитывать в Израиле или
США. Предоставив сносное и главное – пожизненное материальное обеспечение новым эмигрантам, Германия сделалась Меккой для людей, неспособных выжить ни в своей собственной стране, ни в какой-либо другой
стране эмиграции.
Итак, надежды канцлера Гельмута Коля на новых эйнштейнов не сбылись, но, быть может, оправдались
ожидания покойного еврейского лидера Ганса Галинского на восстановление славной еврейско-немецкой
общины? Да, формально ряды еврейской общины Германии пополнились. Но это только формально, ибо
часто люди, въехавшие в страну по "еврейской линии", автоматически причисляются к членам общины
того или иного немецкого города или городка. Фактически же участия в жизни общины они либо вообще
не принимают, либо это участие ограничивается посещением праздничных мероприятий, концертов или
лекций, специально устраиваемых для "русских". Почему? Прежде всего потому, что через короткое время
выясняется: между членами общины и новоприбывшими, даже если они и в самом деле этнические евреи,
существует глубокая пропасть. Важнейшая причина разобщения – язык. Второе поколение польских и
румынских евреев говорит по-немецки. Бывшие советские евреи говорят исключительно по-русски, идиш
знают единицы из единиц. Во-вторых, еврейские общины в Германии строятся по религиозному принципу,
советские евреи – атеисты уже не в первом поколении. О религии они не знают ровным счетом ничего,
религиозное мировоззрение и соответствующая культурная аура им органически чужды. В-третьих,
гражданская и материальная сторона интеграции новичков никак не связана с общиной. Все хлопоты
новичков по гражданским делам, по трудоустройству и так далее замкнуты на государственные учреждения.
Община им ничем помочь не может. Так зачем же она им?
Наконец, существует и более тонкая причина отчуждения новичков от еврейской общины. Прожив в стране некоторое время, эмигранты начинают понимать: быть евреем здесь отнюдь не почетно, многие местные
евреи скрывают свое происхождение. И тогда... Тогда бывшие советские начинают смекать, куда дует ветер,
и предпочитают выдавать себя за русских или эмигрантов из России без определения своей этнической
принадлежности. Как вынуждена была признать видная еврейская общественная деятельница, председатель
Совета евреев Баварии г-жа Шарлотта Кноблох, взаимопонимание между старыми членами общины и
новоприбывшими советскими евреями станет возможным лишь в следующем поколении. Но весь-то вопрос в
том, будет ли следующее поколение эмигрантов из стран постсоветского пространства считать себя евреями?
Э.ФИНКЕЛЬШТЕЙН, Мюнхен wwwjew.spb.ru
http://emigration.russie.ru/forum/p462.html
Отредактировано Катя (15-10-2009 04:08:05)