Главное управление контрразведки «СМЕРШ» (сокращенное «Смерть шпионам!») было создано 19 апреля 1943 года постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР. Этим постановлением Управление Особых отделов (УОО) из состава НКВД было передано в состав Народного Комиссариата Обороны (НКО), где на его базе организовано ГУКР «СМЕРШ». Руководить созданной структурой Сталин назначил 35 летнего комиссара госбезопасности 3 ранга Виктора Абакумова
Тем же постановлением морской отдел УОО НКВД был преобразован в Управление контрразведки «Смерш» НК ВМФ (начальник генерал лейтенант береговой службы П. Гладков), а чуть позже, в мае, бывший 6 й отдел УОО НКВД был реорганизован в отдел контрразведки «Смерш» НКВД (начальник С. Юхимович). Таким образом, в годы войны существовали три организации под общим названием «СМЕРШ».
Благодаря широким полномочиям и личному покровительству Сталина, В.Абакумов превратил ГУКР «СМЕРШ» в мощное ведомство. В 1943 году перед ГУКР «СМЕРШ» стояли следующие задачи:
— борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной Армии;
— обеспечение непроницаемости линии фронта для разведчиков и агентов спецслужб противника;
— предотвращение предательства и измены Родине в частях и учреждениях армии, дезертирства и членовредительства на фронтах, проверка военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении противника.
Историки по разному оценивают результаты деятельности военной контрразведки в годы Второй мировой войны. Общепризнанным итогом существования ГУКР «СМЕРШ» стало полное поражение вражеских разведок: «Абвера» (возглавлял адмирал Вильгельм Канарис), «Цеппелина», «Ваффен СС Ягдфербанда» (Отто Скорцени), румынской «ССИ», а также японских и финских разведок и контрразведок.
По данным, приведенным газетой «Красная Звезда», на счету советских контрразведчиков 30 тысяч разоблаченных немецких агентов, около 3,5 тысячи диверсантов, 6 тысяч террористов. С 1943 по 1945 год было проведено 250 радиоигр, в ходе которых противник получал дезинформацию. Эти мероприятия поспособствовали успеху Курской битвы, Белорусской, Ясско Кишиневской, Прибалтийской и Висло Одерской операций.
История военной контрразведки «СМЕРШ»# продлилась всего 3 года и закончилась в мае 1946 года, когда в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) ГУКР «СМЕРШ» влился в состав Министерства госбезопасности СССР в качестве самостоятельного главного управления (военная контрразведка).
Первым приказом по личному составу ГУКР «Смерш», 29 апреля 1943 года, (приказ № 1/сш) Нарком обороны СССР И. В. Сталин решил проблему званий офицерского состава нового Главка, имевшего преимущественно «чекистские» спецзвания:
«В соответствии с утвержденным Государственным Комитетом Обороны положением о Главном Управлении Контрразведки Народного Комиссариата Обороны «СМЕРШ» и его органах на местах, – П Р И К А З Ы В А Ю : 1. Присвоить личному составу органов «СМЕРШ» воинские звания установленные Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР в следующем порядке: НАЧАЛЬСТВУЮЩЕМУ СОСТАВУ ОРГАНОВ «СМЕРШ»: а) имеющим звание мл.лейтенант гос.безопасности – МЛ.ЛЕЙТЕНАНТ; б) имеющим звание лейтенант гос.безопасности – ЛЕЙТЕНАНТ; в) имеющим звание ст.лейтенант гос.безопасности – СТ.ЛЕЙТЕНАНТ; г) имеющим звание капитан гос.безопасности – КАПИТАН; д) имеющим звание майор гос.безопасности – МАЙОР; е) имеющим звание подполковник гос.безопасности – ПОДПОЛКОВНИК; е) имеющим звание полковник гос.безопасности – ПОЛКОВНИК. 2. Остальным лицам начальствующего состава, имеющим звание комиссар гос.безопасности и выше, – воинские звания присвоить в персональном порядке».
26 мая 1943 г. Постановлением СНК СССР № 592 СНК СССР (опубликован в печати) руководящим работникам органов «Смерш» (НКО и НКВМФ) были присвоены общегенеральские звания. Начальник ГУКР НКО СССР «Смерш» В. С. Абакумов, единственный, «армейский смершевец», несмотря на назначение его, по совместительству, заместителем Наркома обороны (занимал этот пост чуть более месяца – с 19.04 по 25.05.1943 г.), сохранял за собой вплоть до июля 1945 г. «чекистское» спецзвание КОМИССАР ГБ 2 ранга.
Начальник УКР НКВМФ СССР «Смерш» П. А. Гладков 24.07.1943 стал генерал-майором береговой службы, а начальник ОКР НКВД СССР «Смерш» С. П. Юхимович – оставался до июля 1945 г. комиссаром ГБ.
Сегодня подвергается фальсификации не только деятельность органов «Смерш», но и итоги Великой Отечественной войны. Такого рода «исследования» проводятся, в частности, в Украине#. Их результаты иногда принимаются за чистую монету. Однако, во всем, что касается «Смерш», много домыслов и искажения истины.
Искажения исторической правды касаются, прежде всего, заградотрядов, которые при органах «Смерш» никогда не создавались, и сотрудники «Смерш» их никогда не возглавляли.
В начале войны заградительные мероприятия осуществлялись войсками НКВД по охране тыла Действующей армии. В 1942 г. начали создаваться заградительные отряды при каждой армии, находившейся на фронте. Фактически они предназначались для поддержания порядка во время боев. Только во главе заградотрядов Сталинградского и Юго-Западного фронтов в сентябре-декабре 1942 г., стояли работники особых отделов НКВД.
Однако для обеспечения оперативной работы, охранения мест дислокации, конвоирования и охраны арестованных из частей Красной Армии органам военной контрразведки «Смерш» выделялись: для фронтового управления «Смерш» – батальон, для армейского отдела – рота, для отдела корпуса, дивизии и бригады – взвод. Что же касается заградотрядов, то заградительные службы активно использовались работниками «Смерш» для розыска агентуры разведки противника. Например, накануне наступательных операций фронтов большой размах приобретали с участием органов «Смерш» мероприятия по линии заградслужбы. В частности, осуществлялось прочесывание военных гарнизонов, до 500 и более населенных пунктов с прилегающими к ним лесными массивами, производился осмотр нежилых помещений, тысяч заброшенных землянок. В ходе таких «зачисток», как правило, задерживалось большое число лиц без документов, дезертиров, а также военнослужащих, имевших на руках документы, с признаками, указывающими на их изготовление в абвере.
Тяжелая обстановка на фронте, особенно в первые два года войны, накладывала определенный отпечаток на деятельность особых отделов, которым, наряду с органами внутренних войск, предоставлялись в войну высшими органами государственной власти и управления чрезвычайные полномочия – право ареста дезертиров, а в необходимых случаях расстрела их на месте. Это объяснялось складывающимся катастрофическим положением на фронтах. Например, с начала войны по октябрь 1941 года особыми отделами и заградотрядами войск НКВД# было задержано 657364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта. В этой массе было выявлено и разоблачено 1505 шпионов и 308 диверсантов. По состоянию на декабрь 1941 года особыми отделами было арестовано изменников – 4647 чел., трусов и паникеров – 3325, дезертиров – 13887, распространителей провокационных слухов – 4295, самострельщиков – 2358, за бандитизм и мародерство – 4214 (то есть немногим более 5 % из в целом задержанных лиц). В этих условиях отдельными работниками особых отделов в критических ситуациях допускались злоупотребления, нарушения законности, в том числе и расстрелы, но это были исключительные случаи. Однако подобного рода факты не дают права огульно охаивать военную контрразведку в целом, а тем более переносить эту критику на органы «Смерш». Работники «Смерш» участвовали в задержании дезертиров, затем они передавались в военные трибуналы, где и решалась их судьба.
Военные контрразведчики «Смерш» не отсиживались в тыловых подразделениях, а постоянно находились в боевых порядках войск, не только выполняли свои прямые обязанности, но и непосредственно участвовали в боях с гитлеровцами, нередко в критические моменты принимали на себя командование ротами и батальонами, потерявших своих командиров. Немало армейских чекистов погибло при исполнении служебных обязанностей, заданий командования Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Для иллюстрации сказанного – только один пример, в отношении ст. лейтенанта Калмыкова А. Ф., оперативно обслуживавшего батальон 310 сд. В январе 1944 г. личный состав батальона пытался овладеть штурмом деревней Осня Новгородской области. Наступление было остановлено сильным огнем противника. Повторные атаки результатов не давали. По договоренности с командованием, Калмыков возглавил группу бойцов и с тыла проник в деревню, обороняемую сильным вражеским гарнизоном. Внезапный удар вызвал у немцев замешательство, однако их численное превосходство позволило окружить смельчаков. Тогда Калмыков вызвал по рации «огонь на себя». После освобождения деревни на ее улицах кроме наших погибших воинов было обнаружено около 300 трупов противника, уничтоженного группой Калмыкова и огнем наших орудий и минометов. Командованием Калмыков награжден посмертно орденом Красного Знамени.
Нередко в адрес органов «Смерш» раздается критика в связи с проводившейся ими фильтрационной работой. В 1941 г. И. В. Сталин подписал постановление ГКО СССР о государственной проверке (фильтрации) военнослужащих Красной Армии, бывших в плену или в окружении войск противника**.
Аналогичная процедура осуществлялась и в отношении оперативного состава органов госбезопасности. Фильтрация военнослужащих предусматривала выявление среди них изменников, шпионов и дезертиров. Постановлением СНК от 6 января 1945 г. при штабах фронтов начали функционировать отделы по делам репатриации, в работе которых принимали участие сотрудники органов «Смерш». Создавались сборно-пересыльные пункты для приема и проверки советских граждан, освобожденных Красной Армией. Фильтрационная работа требовала от сотрудников «Смерш» не только высочайшего профессионализма, но и большого гражданского мужества. Особенно сложно было ее вести среди бывших командиров и бойцов Красной Армии. Допросы «смершевцев» казались им оскорбительными и несправедливыми.
В процессе фильтрационной работы органами «Смерш» было выявлено несколько тысяч агентов гитлеровских спецслужб, разоблачены десятки тысяч карателей и фашистских пособников. Но главным итогом явилось то, что с миллиона советских людей было снято клеймо «врага народа».
Деятельность и вооружение
Деятельность ГУКР СМЕРШ также включала фильтрацию солдат, вернувшихся из плена, а также предварительную зачистку прифронтовой полосы от немецкой агентуры и антисоветских элементов (совместно с войсками НКВД и территориальными органами НКВД). СМЕРШ принимал активное участие в розыске, задержании и ведении следствия по делам советских граждан, действовавших в антисоветских вооруженных группах, воевавших на стороне Германии, таких как РОА# .
Главным противником СМЕРШ в его контрразведывательной деятельности был Абвер#, немецкая служба разведки и контрразведки в 1919-1944, полевая жандармерия и Главное управление имперской безопасности РСХА#, финская военная разведка.
Служба оперативного состава ГУКР СМЕРШ была крайне опасной – в среднем оперативник служил 3 месяца, после чего выбывал по смерти или ранению. Только во время боев за освобождение Белоруссии погибли 236 и пропали без вести 136 военных контрразведчиков. Первым фронтовым контрразведчиком, удостоенным звания Героя Советского Союза (посмертно) был ст. лейтенант П. А.Жидков – оперуполномоченный отделения контрразведки «СМЕРШ» мотострелкового батальона 71-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии.
Деятельность ГУКР СМЕРШ характеризуется очевидными успехами в борьбе против иностранных разведок, по результативности СМЕРШ являлся самой эффективной спецслужбой во время Второй мировой войны. С 1943 года до окончания войны одних только радиоигр центральным аппаратом ГУКР СМЕРШ НКО СССР и его фронтовыми управлениями было проведено 186. В ходе этих игр на нашу территорию удалось вывести свыше 400 кадровых сотрудников и гитлеровских агентов, захватить десятки тонн грузов.
Вместе с тем, репутация СМЕРШ как репрессивного органа часто преувеличивается в современной литературе. Вопреки распространенному мнению, органы СМЕРШ не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или расстрелу, так как не являлись судебными органами. Приговоры выносил военный трибунал или Особое совещание при НКВД СССР. Санкцию на аресты среднего командного состава контрразведчики должны были получать от Военного совета армии или фронта, а старшего и высшего начальствующего состава – от наркома обороны. Вместе с тем СМЕРШ выполнял функцию тайной полиции в войсках, в каждом соединении имелся свой особист, который вел дела на солдат и офицеров, имеющих проблемные биографии, и вербовал агентуру. Зачастую агентура СМЕРША проявляла героизм на поле боя, особенно в ситуации паники и отступления.
Оперативники СМЕРШ в розыскной практике предпочитали индивидуальное огнестрельное оружие, поскольку офицер-одиночка с автоматом во все времена вызывал любопытство окружающих (А.Потапов «Приемы стрельбы из пистолета. Практика Смерш»). Наибольшей популярностью пользовались следующие пистолеты:
1. Револьвер системы «Наган» офицерский самовзводный образца 1895-го года 2. Пистолет ТТ образца 1930-1933 гг 3. Вальтер PPK 4. Борхард-Люгер (Парабеллум-08) 5. Пистолет Вальтер, модель 1938 г. 6. Пистолет «Беретта М-34» калибра 9 мм. 7. Специальный оперативно-диверсионный малогабаритный пистолет Lignose, калибра 6,35 мм. 8. Пистолет «Маузер Hsc» 9. «Чешска Зброевка» калибра 9 мм. 10. Браунинг, 14-ти зарядный, образца 1930-го года.
Структура
В состав ГУКР «Смерш» с апреля 1943 года входили следующие отделы, начальники которых были утверждены 29 апреля 1943 года приказом № 3 /сш наркома обороны Иосифа Сталина:
1-й отдел — агентурно-оперативная работа в центральном аппарате Наркомата обороны (начальник — полковник ГБ, затем генерал-майор Горгонов Иван Иванович)
2-й отдел — работа среди военнопленных, проверка военнослужащих Красной Армии, бывших в плену (начальник — подполковник ГБ Карташев Сергей Николаевич)
3-й отдел — борьба с агентурой, забрасываемой в тыл Красной Армии (начальник — полковник ГБ Утехин Георгий Валентинович)
4-й отдел — работа на стороне противника для выявления агентов, забрасываемых в части Красной Армии (начальник — полковник ГБ Тимофеев Петр Петрович)
5-й отдел — руководство работой органов «Смерш» в военных округах (начальник — полковник ГБ Зеничев Дмитрий Семенович)
6-й отдел — следственный (начальник — подполковник ГБ Леонов Александр Георгиевич)
7-й отдел — оперативный учет и статистика, проверка военной номенклатуры ЦК ВКП(б), НКО, НКВМФ, шифрработников, допуск к совершенно секретной и секретной работе, проверка работников, командируемых за границу (начальник — полковник Сидоров А. Е. (назначен позднее, в приказе данные отсутствуют))
8-й отдел — оперативной техники (начальник — подполковник ГБ Шариков Михаил Петрович)
9-й отдел — обыски, аресты, наружное наблюдение (начальник — подполковник ГБ Кочетков Александр Евстафьевич)
10-й отдел — Отдел «С» — специальных заданий (начальник — майор ГБ Збраилов Александр Михайлович)
11-й отдел — шифровальный (начальник — полковник ГБ Чертов Иван Александрович)
Политотдел — полковник Сиденьков Никифор Матвеевич
Отдел кадров — полковник ГБ Врадий Иван Иванович
Административно-финансово-хозяйственный отдел — подполковник ГБ Половнев Сергей Андреевич
Секретариат — полковник Чернов Иван Александрович
Численность центрального аппарата ГУКР «Смерш» НКО составляла 646 человек.