На базе опроса студентов факультетов журналистики был создан этот тест. Всего был опрошен 151 студент журфака МГУ, 84 студента Высшей школы экономики и 35 студентов МГИМО примерно в равном количестве со всех курсов. Варианты ответов студентам не предлагались. Кандидаты выбирались случайным образом. На все вопросы не смог ответить ни один студент, 15 человек не смогли ответить вообще ни на один вопрос.
На вопрос «Сколько планет в Солнечной системе?» только 12% студентов
журфака МГУ смогли назвать верное количество и перечислить планеты в правильном порядке, в ВШЭ таких было вдвое меньше. Среди ответов
журфака МГУ число планет колебалось от 4 до 20, в ВШЭ — от 7 до 25.
Самые популярные ответы — 7, 9, 11-12.
Какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская? 46% студентов-журналистов МГУ и ВШЭ не смогли ответить, какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская. Чаще всего студенты предполагали, что Февральская революция — это события 1905–1907 годов, а в 1917 году революции с таким названием не было вообще.
Уверенно сказать, куда впадает Волга, смогли менее 60% студентов-журналистов. Студенты перебрали варианты от Азовского и Черного до Северного и Балтийского морей, в ВШЭ предположили, что Волга впадает в Байкал, Оку, Тихий океан, а МГУ — в Москву-реку, Енисей, Обь. Некоторые студенты решили, что «Волга не впадает никуда».
Около половины студентов-журналистов обоих вузов не смогли вспомнить год, в котором Москва впервые упоминается в летописях, несмотря на то, что этот год принято считать годом основания Москвы. Варианты ВШЭ колебались в промежутке между «200 какой-то» и «1600 какой-то». Журфак МГУ был конкретнее в датах, ответы приходились на промежуток 283–1487 годы.
Около 60% студентов журфака МГУ и почти половина журналистов из Вышки
и МГИМО не смогли вспомнить, какая настоящая фамилия Сталина, называя варианты вроде Гагашвили, Джудашвили, Журашвили, Беришвили, «Что-то-там-швили», «какая-то грузинская, армянская фамилия», а также Кикабидзе, Чехардзан, Цехардзан, Ульянов и даже Бронштейн.
Студентов мы просили вспомнить, кому из русских писателей присуждалась
Нобелевская премия и сколько их было. Менее 5% журналистов в МГУ и ВШЭ
смогли перечислить имена всех лауреатов и назвать их число. В МГИМО почти каждый второй справился с вопросом. Каждый четвертый студент
журфака МГУ «присудил премию» Владимиру Набокову. В лауреаты студенты
записали Пушкина, Достоевского, Толстого, Блока, Горького, Платонова,
Быкова и Булгакова.
Только один из пяти студентов-журналистов ответил правильно на вопрос,
кто написал сказку «Щелкунчик». Чаще всего сказку приписывали Перро,
Андерсену, братьям Гримм и Чайковскому. Помимо этого студенты
называли фамилии Экзюпери, Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина,
Чехова, Гафта и даже Гайдара («тот же, кто написал «Тимура и его команду»).
Имя генсекретаря НАТО практически никому не оказалось известным: в МГУ
из 151 человека его знали только 4, в МГИМО его назвали 2 из 35 студентов, а в ВШЭ — никто из 84. Зато Пан Ги Мун как глава ООН оказался знаком 60% респондентов в МГИМО, 30% — в МГУ и 18% — в ВШЭ, где один студент сказал, что Пан Ги Мун возглавляет обе организации.