Владимир Путин хочет пересмотреть итоги холодной войны
Российские и западные эксперты рассказали о том, что означает выступление президента России на заседании клуба «Валдай».
Мир находится на исторической развилке, мировому порядку грозит игра без правил, поскольку система сдержек и противовесов, сложившаяся в годы холодной войны, разрушена при активном участии США, заявил Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи.
Холодная война не завершилась понятными и прозрачными договоренностями о соблюдении имеющихся или о создании новых правил и стандартов, говорил Путин, так называемые победители в холодной войне решили дожать ситуацию, перекроить мир под свои интересы. Понятие «национальный суверенитет» стало относительным, нормы международного права подменяются произвольным толкованием, продолжал президент. Москва призывает восстановить эффективность системы международных отношений, наполнить созданные после Второй мировой войны институты более современным содержанием, заявил Путин.
На Западе «валдайскую» речь расценили как жесткую и даже агрессивную. Financial Times назвала ее самой антиамериканской за последние 15 лет: тон удивил даже сторонников президента. Путину нужен внешний враг, чтобы сплотить элиты и население, и в этом он преуспел, цитирует The New York Times старшего сотрудника германского Фонда Маршалла Йорга Форбрига. «Мы находимся в опасном положении, обе стороны жалуются друг на друга, политика США и России по отношению друг к другу стала очень эмоциональной», — говорит председатель Eurasia Group Клифф Купчан.
Участники сочинского заседания никакого драматизма в словах Путина не увидели. Политолог Николай Злобин заявил «Ведомостям», что удивлен как раз отсутствием жестких оценок: «Был дан, по сути, компромиссный сигнал. Даже в той части, которая касалась Украины, не прозвучало жестких оценок, не было слов ни про „фашистов“, ни про „хунту“. Злобин особо выделил слова Путина о нежелании возвращаться к тоталитаризму: этого мир сейчас боится больше всего. „Из минусов — хотелось бы услышать не только об американском давлении на мир, но и об ошибках России в международной политике. Америка не единственное государство в мире“, — подытожил Злобин.
Для украинского политолога Михаила Погребинского самыми важными оказались две мысли: что российский президент поддерживает территориальную целостность Украины и что он не поддерживает отделение ДНР и ЛНР. Путин дал четкий сигнал, что военное решение ситуации на Украине — это тупик, считает Погребинский: «Его слова в этой части прозвучали эмоционально, и было ясно, что он категорически против войны». Речь Путина ориентирована прежде всего на западную аудиторию, уверен Погребинский: «Она во многом повторила мюнхенскую речь (2007 г.), но тогда посыл был наступательным, а сейчас — примирительным».
Эту речь Путина нельзя сравнивать с мюнхенской, возражает руководитель прокремлевского Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Тогда была попытка договориться с международным сообществом в существующей системе международного права и международных институтов. Сейчас существующая система себя изжила и не может ответить на все вызовы». Главная проблема: по итогам холодной войны не было подписано никакого мирного договора, поэтому встает вопрос о новых межгосударственных соглашениях в рамках уже действующих организаций — ООН, ОБСЕ и т. п., продолжает Костин: «Какой бы мощной страной ни были США, это просто одна из стран. Они не могут решать все мировые проблемы. И президент это четко обозначил».
Поддержим нашего президента
Уличные акции:
Успешно проведенных акций: 2528. Всероссийских акций: 14. Митингов: 408. Лекций: 110. Пикетов: 1358.