Каюсь, не придал сначала должного значения вот этому утверждению в известной статье Д.Малакова на сайте «Бабий яр. Человек, власть, история» - «Киев и Бабий Яр на немецкой фотопленке осени 1941 года»
Определить это место сегодня можно только при сопоставлении со съемками того времени (напомним, что еще в 1930-е гг. для нужд кирпичных заводов велась интенсивная разработка карьеров в Бабьем Яру и на прилегающей территории). Но такая фотосъемка если и производилась, пока не обнаружена. Тем не менее, рассматривая послевоенную топографическую съемку (см. прил. № 33), можно предположить, что на снимке — карьер, располагавшийся у левой кромки Бабьего Яра, севернее нынешней станции метро «Дорогожичи».
http://www.kby.kiev.ua/book1/articles/art33.html
Просто о том, что недалеко от того места, где теперь находится станция метро «Дорогожичи» действительно был песчаный карьер Бабьего яра, располагавшийся севернее, мало того – его разработка продолжалась и после войны с вполне определённой целью и я не придал этому особого значения.
Оказывается всё не так просто – вот уже в этой статье о том, где находился этот самый карьер, сказано более определённо.
«Бабин Яр переїздить? Театр абсурду напередодні річниці трагедії»
В этой статье даже и схема приведена – где же располагался этот «карьер», где, якобы, и производились расстрелы и где «лежала одежда расстрелянных».
И описана история возникновения этой площадки:
…………………………………
Как пишут корреспонденты со слов сторожа: "Из кладбищенской сторожки хорошо было видно, как первая колонна остановилась у крутого обрыва [6] (это задняя крутая стенка стрельбища (в последствии - песчаный карьер [7], куда заводили обреченных - Л.Д.), как людей раздевали догола, как аккуратно в штабели складывали их одежду, как расстреливали из автоматов и пулеметов на краю пропасти [8] (это кромка обрыва Бабьего Яра - Л.Д.), как хватали женщин, за ноги подымали детей и швыряли их в Бабий Яр".
Что же это за место, - "большая ровная площадка", она же "стрельбище" или "песчаный карьер" - фигурирующая во многих протоколах допросов в НКВД свидетелей трагических событий в Бабьем Яру.
В 1935 году, в газете "Більшовик" появилась заметка: "Гора взлетела в воздух. Взрыв аммонала в Бабьем яру". Речь шла о том, что Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) решило построить в Бабьем яру стадион для проведения показательных всеармейских стрелковых соревнований. Для сокращения сроков строительства был задействован способ перемещения грунта при помощи направленных взрывов.
Автор заметки образно описывает впечатливший его взрыв, и вот финал: "Медленно садится песчаная пыль. Уже можно разглядеть результаты взрыва. Песчаная гора исчезла. Свалены на бок многочисленные кубометры земли".
В общей сложности в Бабьем яру произвели десяток таких взрывов, для чего была использована тонна аммонала. В результате вместо склона горы образовалась ровная площадка, огороженная, с одной стороны уступом (результат взрывов) - крутой стеной, высотой от 12-ти до 17-ти метров и протяженностью до ста метров, а с остальных сторон - яром. К стадиону вел узкий пологий спуск со стороны, где сейчас расположена станция метро "Дорогожичи".
Как отметил заместитель председателя Осоавиахима - руководитель строительства стадиона: "Бабий яр по своим природным условиям - прекрасное природное стрельбище".
К сожалению, его слова стали пророческими. Именно эту искусственно созданную площадку для стрельбища, а впоследствии ставшей песчаным карьером, немцы использовали для массового расстрела евреев 29 -30 сентября 1941 года.
http://www.istpravda.com.ua/columns/2011/09/1/53797/
Правда при этом неожиданно исчезает то самое место, которое, в течение многих десятилетий, всегда считалось местом массовых расстрелов киевлян и где и стоит памятник погибшим киевлянам.
Кроме того насчёт того, что там был карьер… Промышленный карьер по добыче полезных ископаемых должен иметь подходящую к нему дорогу, по которой эти самые ископаемые и вывозятся. Добыча там велась достаточно интенсивным для того времени способом – на одном снимке заметны следы экскаваторного ковша на отвесной песчаной стенке, так что ездить на машинах, или хотя бы на конных упряжках за песком должны были бы достаточно интенсивно (иначе использовать экскаватор было бессмысленно) Однако, что же мы видим на очень крупномасштабной топографической карте Киева (1:2000) 1953 года в месте нахождения этого «карьера»?
Фрагмент карты отсюда: http://www.kby.kiev.ua/book1/illustrati … app33.html
На точнейшей крупномасштабной карте (фактически уже геодезической съёмке с нивелировочными створами, где отметки высот даются с точностью до сантиметра), где обозначены такие объекты, как пешеходные тропы и ямы, никакой дороги… нет! Кроме того, в месте обозначенном овалом, слишком уж крутой подъём для тогдашних «полуторок» ГАЗ-АА имевших мотор всего-то в 40 л.с. и только с 1938 года был начат выпуск более мощных ГАЗ-ММ с мотором в 50 л.с. Для справки – современная грузовая «Газель» имеющая примерно те же габариты и рассчитанная на перевозку 1,5 т груза имеет двигатель в 105 л.с. Про лошадей и говорить нечего – лошадь и имеет 1 л.с.
Это ещё не всё – там же очень опасное место! Совсем рядом обрыв в овраг глубиной 20 метров. Да, никакой начальник того времени (пусть и опасаясь лично за себя) никогда бы не стал рисковать если не жизнью водителя, то хотя бы грузовым автомобилем. В 1937 году за это и под расстрел можно было попасть. Будь там и вправду карьер – так просто пригнали бы бригаду землекопов и она живенько, за несколько дней, отрыла бы там пологий спуск (снимать грунта не так уж и много нужно было и на небольшом участке), заодно обваловав опасное место этим самым вынутым грунтом. И – была бы там дорога, которая обязательно получила бы и обозначение на точнейшей карте. Только – такого обозначения нет – значит и никакой дороги (а, следовательно, и карьера) там попросту не было.
Тем более, что на подобных картах всегда очень точные условные обозначения и места открытой добычи полезных ископаемых обозначены определённым условным обозначением, да ещё и с условной надписью, какое именно полезное ископаемое там добывается. В данном случае, для песчаного карьера, должна была быть надпись: «пес.». И обозначение резкого перепада высот такое, как это положено для обычного обрыва, возникшего после направленного выброса грунта для засыпки большого отрога оврага. Конечно, военные сапёры не тратили тонну аммонала только для создания стрельбища Осавиахима а, заодно с тренировкой в проведении направленных взрывов, решили важную народохозяйственную задачу – почти засыпали очень большой отрог оврага, который и предполагалось ликвидировать, одновременно с постройкой дамбы через овраг, для прокладки по ней улицы в соответствие с Генпланом развития Киева 1936 года. Но, для того времени, проблема перевозки таких больших объёмов грунта ещё представляла очень сложную задачу. Её удалось решить только в 50-х – 60-х годах прошлого века, с появлением достаточно большого количества строительной техники.
Но, ведь, и для немцев это представило бы задачу не менее сложную! Если следовать существующей версии, что за 2 дня 29 и 30 сентября 1941 года они смогли убить 33 771 киевских евреев (что само по себе невероятно – для этого пришлось бы убивать ЕЖЕМИНУТНО по 26 человек в течение 20 часов, а времени на это у немцев было примерно столько), так ведь недостаточно же было их просто убить и сбросить в овраг – их же обязательно нужно было захоронить! Т.е. закрыть сверху достаточно толстым слоем земли, иначе это гигантское скопище трупов представляло бы огромную эпидемиологическую опасность для самих же немцев. И, как следует из показаний участников «сожжения трупов» ( они здесь: http://www.kby.kiev.ua/book1/documents/2 ) трупы им приходилось извлекать с глубины от 2х до 4-х метров слоя земли над ними и, якобы, для этой работы применялся даже экскаватор.
Примем это за истину и попробуем прикинуть по карте – а какая площадь оврага должна была бы быть засыпана примерно 3-х метровым слоем грунта? Сделать это несложно – на давно опубликованной фотокарте Киева времён войны, составленной из снимков немецкой авиаразведки 26 сентября 19 43 года есть и масштаб, и снимки сориентированы строго по сторонам света.
Эта карта, в числе многих аналогичных, находится вот здесь:
http://warfly.ru/?lat=50.435423&lon … 5&z=12
У неё ещё есть прекрасная функция – «С современными надписями». Использовав её мы сразу получаем наложение схемы улиц современного Киева (вплоть до номеров домов!) на аэрофотокарту времён войны, что крайне удобно для ориентирования.
Масштаб я проверил по существующему до сих пор и прекрасно видимому и на аэрофотокарте времён войны, и на современных спутниковых фотокартах Киева зданию бывшего ЦК КПУ (ныне МИД Украины) – соответствует с точностью до метра.
Дальнейшее уже особой сложности не представляет – строим круг, соответствующий по масштабу диаметру 100 метров и переносим его в любое необходимое место (круг - чтобы можно было измерять расстояния в любом направлении)
А дальше определяем площадь, на которой могли бы находиться эти трупы и количество кубометров грунта, которое понадобилось бы (минимум!) для их засыпки 3-х метровым слоем
Вот это для той части оврага, которая находилась непосредственно под той самой площадкой, которую именуют «карьером»
А это для той, которая является сейчас Мемориалом и где и стоит главный памятник.
То есть получается, что немцам в течение 2-3 дней нужно было бы откуда-то добыть, привезти и засыпать в овраг минимум (трупы же – не деревянные бруски уложенные ровно, да и кто бы смог 33 771 труп быстро уложить хоть в каком-то порядке за это время?) для участка оврага ниже нынешней станции м «Дорогожичи» - 12 000 кубометров грунта (вес примерно 19 200 тонн) а для верхнего около 30 000 кубометров (вес – 48 000 тонн)
Для сравнения таблица по грузоподъёмности и объёмной вместимости современных самосвалов.
О каких-то «направленных взрывах», проведённых немцами и говорить даже смешно – там же площадка была более 100 метров, причём сторонники теории «карьера» именно в том месте оперируют-то как раз теми самыми фотоснимками Йоханнеса Хеле.
Если этот немецкий солдат и мог находиться в мифическом (а не настоящем) карьере, то только у самого края оврага.
И каким «направленным взрывом» немцы могли бы перебросить такое огромное количество грунта на такое расстояние, причём совершенно бесследно? К тому же ни аэрофотосъёмка, ни послевоенная карта не показывают какого-то изменения рельефа рядом с оврагом. Зато там, где немцы вполне могли бы и засыпать нечто подобное (противотанковый ров вдоль улицы Дорогожитская) они почему-то этого не сделали и ничего маскировать не стали.
Ничуть не собираясь оправдывать гитлеровцев, которые убивали и военнопленных и мирных жителей, причём в непосредственной близости от оврага Бабий яр (Сырецкий концлагерь, захоронение, найденное при строительстве дома №22 по ул. Грекова, захоронение, найденное на территории киевской телевышки) тем не менее следует сказать, что никаких гигантских расстрелов людей, с последующим захоронением их в овраге Бабий яр не могло быть просто из-за отсутствия грунта, требуемого для их захоронения.