Для начала я дам большую цитату, которая сразу даёт хорошее представление об истории этой фотоплёнки.
Некоторые важные места я выделю сразу - они будут рассмотрены потом.
С некоторых пор различные зарубежные публикации, посвященные теме Бабьего Яра, стали сопровождаться фотографиями, на которых можно увидеть трупы, лежащие на улицах Киева, советских военнопленных с лопатами, стоящих на дне огромного оврага и подобные сюжеты. В подтекстовках указано, будто запечатлены на фотографиях шествие евреев в Бабий Яр, раскапывание трупов для сожжения в 1943 году...
Такие подписи могли появиться с подачи западных публикаторов, не имевших возможности атрибутировать уникальные кадры, сделанные, несомненно, в Киеве в годы Второй мировой войны. Позднее оказалось, что большая часть снимков отпечатана в зеркальном отражении, причем некоторые в таком виде вошли и в энциклопедическое издание Йельского университета. Произошло это, очевидно, потому, что тех, в чьих руках оказалась вся (!) фотопленка, интересовали только эти сюжеты, а не место действия в целом.
Еще в конце 1991 — начале 1992 гг. в различных учреждениях Киева появились ксерокопии этих снимков, присланные из США частными лицами, просившими атрибутировать изображенные сюжеты. В работе принимал участие и автор, тогда сотрудник института КиевНИИПградостроительства. Такие же ксерокопии были присланы и в Музей истории г. Киева.
Истина стала очевидной лишь весной 2001 г., когда в Музей истории г. Киева обратились научные сотрудники Гамбургского института социальных исследований, приехавшие в Украину специально для атрибутации фотоснимков периода Второй мировой войны, хранящихся в германских архивах.
К тому времени в Киеве, при поддержке Посольства Федеративной Республики Германия в Украине и содействии посла д-ра Эбергарда Гайкена, уже был издан фотоальбом, составленный автором этих строк. В нем были опубликованы семь кадров из числа полученных нами в Киеве весной 1992 г. 12 ксерокопированных снимков. К сожалению, два снимка, которые не удалось «привязать» к конкретному месту, напечатаны в зеркальном отражении, т.е. так, как они были получены.
Гости из Гамбурга привезли с собою все (!) отпечатки с той самой оказавшейся цветной пленки производства известной германской фирмы AGFA. Надпись AGFA COLOR помещена за перфорацией вверху каждого кадра, равно как (что чрезвычайно важно) и нумерация кадров — внизу. Именно так — с перфорацией — сделаны эти отпечатки.
Зная Киев лучше наших гостей (что естественно), мы в их присутствии атрибутировали почти каждый кадр, а со временем, в знак благодарности, получили копии этих снимков (размер изображения 17х26 см.). Именно их предлагаем ныне вниманию читателей с комментариями.
Вначале об авторе снимков. Вашингтонский музей Холокоста, ссылаясь на авторитет д-ра Андрея Ангрика, исследователя из Гамбургского института социальных исследований, подтверждает, что им был немецкий военный фотограф Иоганнес Хёле. Он состоял на службе в РК (Рropaganda Кommando) 637, входившей в состав 6-й германской армии, одержавшей победу в битве за столицу Украины осенью 1941 г. и занявшей Киев. И. Хёле умер в 1944 г. В начале 1950-х гг. его вдова продала эти снимки фрау Шульц, вдове берлинского журналиста Ганса Георга Шульца. В 1961 г. копии этих фото были предоставлены адвокату Вагнеру в Земельный суд Дармштадта, расследовавший военные преступления, совершенные Зондеркомандой в Киеве и Лубнах осенью 1941 г. Вслед за этим снимки приобщили к судебным делам, связанным с военными преступлениями, и передали на хранение в Главный архив земли Гессен в Висбадене. Возможно, тогда и были сделаны перевернутые отпечатки: ведь копиисты не знали Киев, а при печати допустили ошибку. В 2000 г. фрау Шульц продала оригиналы Гамбургскому институту социальных исследований5.
Теперь, имея на руках весь комплект с покадровой нумерацией, мы можем утверждать, что в Киев вначале попали кадры № 3, 4, 5, 6, (?) 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 (еще один снимок из комплекта ксерокопий — двенадцатый — был сделан советским фотографом и относился к 1943 г.), и прокомментировать каждый кадр (с № 3 по № 32).
Следует отметить, что съемка выполнена опытным профессионалом и очень качественна в композиционном плане. Высокая разрешающая способность оптики, несмотря на применение узкой, 36-мм пленки, точность экспозиции (напомним, что в то время не было автоматической настройки) позволяет рассмотреть мельчайшие детали каждого кадра. К сожалению, механические качества аппарата оказались не столь совершенны. На 32-м кадре пленку в аппарате Хёле «заело» и порвалась перфорация.
Первых двух кадров нет — возможно, они пострадали при зарядке или были утрачены.
Полностью эта большая статья опубликована здесь
http://www.kby.kiev.ua/book1/articles/art33.html
А сами снимки можно посмотреть вот тут (увеличиваются по клику)
http://www.kby.kiev.ua/book1/illustrati … color.html
Внешне статья выглядит весьма солидно - вроде бы даже проведена огромная атрибуция снимков и всё в порядке.
Но так как я до этого уже занялся этим вопросом,то мне в глаза сразу бросились некоторые "нестыковки" в этой статье, в частности связанные со следованием снимков по порядку съёмки, что особенно удивительно, если учитывать тот факт, что все кадры на данной плёнке пронумерованы по перфорации заводским способом. Также удивила "зеркальность" некоторых отпечатков - любой человек,которому приходилось в жизни когда либо заниматься печатанием фотографий с помощью фотоувеличителя никогда не спутает - какой стороной фотоплёнка вставляется в фотоувеличитель. Если только совсем новичок - младший школьник, но вряд ли он мог участвовать в получении отпечатков со столь важной плёнки, а вот как такую ошибку могли допустить специалисты - остаётся загадкой.
Впрочем - это не главное - главное - почему я уверен в том,что порядок следования кадров на фотоплёнке Хеле перепутан и перепутан сознательно?
А вот для этого нужно рассмотреть некоторые несложные сведения по астрономии, что я напишу уже в следующем посте.