Президент России Дмитрий Медведев утвердил Стратегию национальной безопасности России до 2020 года. Последний аналогичный документ, Концепция национальной безопасности, появился девять лет назад, в 2000 году. Чем они отличаются и в чем насущная необходимость корректировки «конституции о безопасности», разбиралась «Фонтанка».
В 2000 году в старой концепции задачи и приоритеты были изложены несколько размыто, рамочно и официозно. В новом документе появилась конкретика. Хотя ее в документах такого типа много быть не может.
В 2000 году приоритетом для России было развитие экономики и интеграция: «Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера... Россия объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. В перспективе — более широкая интеграция РФ в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами».
«...Развитие мира идет по пути глобализации... между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов... ресурсный потенциал и прагматичная политика его использования расширили возможности РФ по укреплению ее влияния на мировой арене....» - говорится в новом «трактате».
Несколько страниц в старом документе занимает раздел «Угрозы национальной безопасности». В нем говорится о том, что серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в различных сферах, привели к росту преступности и сращиванию отдельных элементов с криминальными структурами. А также о том, что расслоение общества на малообеспеченных и узкий круг богатых граждан создает серьезную угрозу национальной безопасности. Тогда Россия также опасалась ослабления своего экономического и военного влияния в мире, распространения оружия массового поражения и попыток ряда стран доминировать в информационном пространстве.
К слову, спустя 9 лет говорить о серьезном сокращении разрыва между богатыми и бедными не приходится. Хотя новый документ начинается со слов: «...Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца ХХ века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан...». Каким образом удалось предотвратить это падение и куда уровень должен был бы упасть, не останови Россия этот ужасный процесс, остается только догадываться.
Раздел «Обеспечение национальной безопасности» в нем занимает один абзац из шести строчек. Среди национальных интересов появилась претензия — Россия должна стать мировой державой, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Обеспечение национальной безопасности девять лет назад заключалось в расширении рынков сбыта российской продукции, сокращении зависимости страны от внешних кредитных заимствований, прекращении расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке, в сближении интересов народов страны и в консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией.
Может быть, страна и перестала напрямую зависеть от зарубежных кредиторов. Однако они заменились на долги госкорпораций, причем в том же объеме. Что же касается коррупции, то, как и 9 лет назад, о ней говорят как о проблеме, причем № 1. Чем занимались с 2000 года и какие меры принимали для разрешения этого вопроса, непонятно.
Среди приоритетов внешней политики в 2000 году было указано развитие отношений со странами - участниками СНГ. «...Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов...» - говорится в одном из ключевых пунктов новой стратегии.
«В предотвращении войн и вооруженных конфликтов РФ отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам», - считали в самом начале ХХI века. «В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы — может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников», - диктуют реалии сегодняшнего времени.
В новом документе появились подробные разделы по темам, которым в старом документе было выделено по одному — двум абзацам. В частности, подробно говорится о повышении качества жизни граждан, об экономическом росте, науке, технологиях, образовании, здравоохранении, культуре и экологии. Ради справедливости, стоит отметить, что в документе встречается словосочетание «институты гражданского общества». И не один, а 12 раз — именно с ними планируется взаимодействовать для противодействия различным угрозам в каждой из этих сфер. Да и в целом реализация новой стратегии, как указано в документе, «обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов госвласти и институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов России».
Декларативность подобных документов новой стратегией сводится на нет еще и потому, что в ней впервые обозначаются направления, которые надо мониторить для оценки состояния национальной безопасности. Это: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее бедного и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта. А также уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники и обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами. Заканчиваются документы тоже по-разному. В 2000 году уместно было написать: «Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов власти РФ, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции — залог динамичного развития России в ХХI веке».
Сегодня, говоря о политических партиях, можно вспомнить два громких и еще пару «так себе» названий. О влиятельных общественных объединениях можно только мечтать. А структура органов власти в 2000 году, видимо, так хорошо «сложилась», что ее неоднократно приходилось реформировать. Буквально до неузнаваемости. Должно быть, поэтому сейчас в новом документе говорится лишь о том, что стратегия до 2020 года «призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, госбезопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ».
Александра Медведева,
«Фонтанка.ру»