А вот так собирались всякие материалы из разных источников - чем их больше, тем лучше. Тут они и из различной литературы и из разговоров с разными специалистами - от ассистента органиста, до академика РАМН - заместителя директора "Института Медицины труда" (ранее Ин-т охраны труда и профтехзаболеваний)
Различные технические подробности по инфразвуку.
1.Иерихонские трубы – Ветх.Зав. Кн. Иисуса Навина гл.6. Вопреки распространенному мнению, стены Иерихона рухнули не от звука труб, а от совместного действия звука труб и гласа народа. Технически это очень маловероятно, но, все-таки, возможно, если имело место явление резонанса. Кладка стен могла резонировать в такт со звуками труб. При этом не нужна большая мощность, главное, чтобы совпадала основная частота, или, хотя бы, 1-ый обертон. Тогда, при длительном воздействии, (а израильтяне дули в трубы 7 дней) в стенах могли возникать, и, в силу резонанса, многократно усиливаться собственные колебания, которые и привели, в конце концов, к разрушению стен. Учитывая линейные размеры стен, это могли быть только инфразвуковые частоты.
В Библии говорится, что это были трубы, или рога. Возможно ли, сделать инструмент, который будет испускать инфразвук?
Самый большой духовой инструмент, это контрабасовая туба (контрабасовыми называются инструменты, которые способны испускать звуки контроктавы; сокращенно контртуба), изготовленная в США в 1896г. Ее высота 2,28м, общая длина труб 11,8м, диаметр раструба 1м. Для металлических труб, максимальная длина звуковой волны (т.е. минимальная частота, или нота) равна длине трубы. Частота рассчитывается довольно просто – скорость звука в воздухе делится на длину волны. Делим 330м в сек. на 11,8м =28Гц. Это еще звуковая частота, хотя очень низкая (примерно ДО контроктавы). Инфразвук находится в субконтроктаве (и даже еще ниже, но там уже нет музыкального термина). Например, МИ субконтроктавы – это 18Гц. Длина трубы должна составлять 330:18=18,33м с соответствующим увеличением всех остальных размеров (и веса тоже). Такую трубу не только невозможно поднять, человек не в состоянии продуть такой столб воздуха, особенно учитывая то, что труба загнута во много колец, которые создают дополнительное сопротивление. Да и во времена Иисуса Навина сделать такую металлическую трубу, да еще и переменного диаметра, вряд ли было возможно.
Однако, существуют и другие музыкальные инструменты, (причем их прообразы существовали и в древности), это деревянные язычковые инструменты: флейты, кларнеты и фаготы. В них происходит преобразование частоты в более низкую, непосредственно в стенке самого инструмента, сделанного из дерева (или из рога!). Современный контрафагот, который есть в составе большого симфонического оркестра, способен воспроизвести СИ-бемоль субконтроктавы (примерно 26,6Гц). Это тоже огромный инструмент (около 1,6м в длину), но уже вполне подъемный. Двухметровый инструмент такого типа мог бы издавать и инфразвук, а нести его вполне могли младшие жрецы, или рабы. Так что древние израильтяне, теоретически, могли получить инфразвук. Правда, вероятность того, что звук от 7 труб мог расшатать каменную кладку, ничтожно мала, но не нулевая.
Из существующих музыкальных инструментов (контрабасовые кларнеты сейчас не применяются), инфразвук может издавать только орган, и то не каждый. Несмотря на то, что инфразвук не слышен, он используется для создания специальных музыкальных и психологических эффектов.
Для сценария, возможно, пригодится то, что Иисус приказал уничтожить всех жителей, кроме блудницы Раав, которая, выражаясь современным языком, была хозяйкой конспиративной квартиры, где останавливались израильские шпионы.
2.Резонанс – явление, когда собственная частота колебаний какого-нибудь предмета или объема воздуха (газа, жидкости) совпадает с частотой, приложенной к этому телу, или объему. При этом к данному объекту достаточно подводить относительно небольшую энергию, лишь немного превышающую сопротивление среды (например, трение). Слабые воздействия, но попадающие в такт, способны довести колебания до гигантских величин. Это явление может быть и очень полезным (практически все музыкальные инструменты основаны на нем, да и механические часы тоже), и крайне опасным. Когда воинское подразделение проходит через мост, то следует команда «Сбить ногу». Это необходимо, потому, что было несколько случаев, когда частота шага совпала с собственной частотой колебаний моста, и он обрушился. Так, например, произошло в С.-Петербурге в 1906г. При прохождении кавалерийского эскадрона по Египетскому мосту через Фонтанку четкий шаг обученных строевых лошадей попал в резонанс с собственными колебаниями моста, и он рухнул. Под действием переменной ветровой нагрузки рухнул мост через реку Тей в Шотландии вместе с пассажирским поездом в 1879г.; и мост через пролив Тэкома-Нэроуз в штате Вашингтон в 1940г., причем этот процесс даже запечатлен на кинопленке, т.к. сомнения в прочности моста возникали и раньше, и за ним велось постоянное наблюдение. Фильм хорошо показывает усиливающийся размах колебаний моста, до тех пор, пока они не приняли такого размера, что не выдержали несущие тросы. Эта катастрофа заставила инженеров-мостовиков пересмотреть многие подходы к конструированию мостов.
В обычной жизни явление резонанса проще всего наблюдать на примере обычных качелей, когда надо прикладывать незначительное усилие для преодоления трения в оси.
Для нас резонанс важен тем, что, если создать подходящие условия, стоячую волну, или акустический ящик то можно получить инфразвуковые колебания громадной мощности (чем и пользуется преступник) имея относительно тихую запись. Самое важное, что резонанс будет возникать только в помещении, на которое рассчитана эта запись, и эксперты, изучающие запись в помещении с другими размерами, этого эффекта не получат, и, следовательно, ничего не заподозрят, или не докажут.
3.Инфразвук – это механические колебания различных сред (воздуха, жидкостей, газов, почвы и т.п.) или предметов с частотами от 20Герц до 0,1Герца. Если его мощность достаточно велика, то он может оказывать механическое влияние на предметы и среды, а также, механическое, физиологическое и психологическое воздействие на живые организмы.
Механическое воздействие на организм возникает из-за того, что в теле человека есть полости, которые могут попадать в резонанс с приложенным воздействием, или совершать вынужденные колебания, это грудная, брюшная и внутричерепная полости, а, также, органы и системы, в которых могут распространяться упругие колебания: печень, мозг, сердце, кости и др.. В зависимости от мощности возможны различные эффекты. При мощности порядка 185-190Децибел наступает моментальная смерть из-за разрыва легочных альвеол. Это нам не подходит, т.к. смерть будет слишком специфической и экзотичной, пат анатом начнет очень углубленно копаться и быстро разберется. Мощности в интервале 150-175Дб приводят к кровоизлияниям во внутренних органах из-за их резкого перемещения друг относительно друга. Кроме того, инфразвук такой интенсивности человек может выдержать не более нескольких минут, после чего выскочит из комнаты, как ошпаренный, и сам начнет разбираться в том, что происходит. Нам подходит диапазон мощностей 125-140Дб. Это тоже очень большая мощность – так ревет истребитель на взлете, но инфразвук не слышен. Никаких заметных механических повреждений организма при этом не будет, но опасность для организма остается очень серьезной.
Физиологическое воздействие обусловлено тем, что почти все процессы в организме имеют либо колебательный, либо циклический характер, причем их частота находится как раз в инфразвуковом диапазоне. Так, альфа-ритм головного мозга - это 13Гц, сердечные сокращения – 1-2Гц, частота следования нервных импульсов – 10-35Гц. Менее известны процессы, которые происходят на клеточных мембранах и в ядрах клеток, а они тоже колебательные. Мощный инфразвук вмешивается во все эти процессы и организм, что называется, «идет вразнос». При этом возможны неспецифические заболевания любых органов: очаговый деструктивный панкреатит, зоны пересокращения и последующего некроза миокарда, морфофункциональные изменения в коре надпочечников и других желез внутренней секреции и многое другое. Постоянное, мощное раздражение вестибулярного аппарата приводит к головокружению и потере чувства ориентации в пространстве. Кроме того, непрерывные импульсы, поступающие в мозг от всех органов, нарушают нормальную работу центральной нервной системы. Действие мощного инфразвука ощущается и спустя длительное время после его прекращения (я, после своих экспериментов на компьютере, первую ночь совсем не спал, а, вообще, отошел только на пятые сутки). И это с компьютерными колонками – ну, какая у них мощность? Перечень симптомов я приведу в конце раздела, а, вообще, обычный (пусть и хороший) врач ни черта не поймет: почему вдруг молодой здоровый мужик начал просто разваливаться на глазах. Вполне может произнести фразу типа: - Не был бы врачом – решил бы, что на него порчу навели, а так – не могу понять. Вроде СПИДа, какого то – организм просто рассыпается на глазах и без всякой причины. Возможно какое-то новое вирусное заболевание, о котором нам еще ничего не известно.
Психологическое воздействие разделяется на две фазы. Первое, о чем я писал выше – это постоянное, запредельное раздражение центральной нервной системы, которое ведет к вегето-сосудистой дистонии, бессоннице, неврозам, гипертонии явлениям диэнцефального синдрома, т.е. головным болям, спутанности сознания, чувству онемения конечностей и другим веселеньким симптомам. Но это еще не все.
Инфразвук имеет широкое распространение в природе, и все мощные источники его возникновения несут серьезную опасность для живых организмов. Это землетрясения мощные грозы и штормы, цунами, смерчи, водопады, извержения вулканов и другие стихийные бедствия. При этом волны могут распространяться на громадные расстояния, особенно по земной коре (на этом основана сейсмология), и по воде почти не ослабевая, а в воде, при попадании в акустический канал, практически не ослабевая (на этом основана связь с подводными лодками, т.к. электромагнитное излучение поглощается водой). Есть веские основания предполагать, что многие загадочные явления, связанные с морем, возникли именно из-за такого сверхдальнего воздействия мощных инфразвуковых волн, например история со шхуной «Мария Селеста» и другие, не менее загадочные случаи.
Все это приводит к тому, что у большинства животных и человека заложена, безусловно-рефлекторная, инстинктивная боязнь мощных инфразвуковых колебаний. Реакции животных достаточно просты и объяснимы, а у человека, в связи с разумностью, возникают явления, схожие с острыми психозами – массовая паника, галлюцинации, нереальные ощущения. Вместе со всем, сказанным выше, это приводит к еще большей непонятности заболевания. Причем, все это относится к просто инфразвуку, который не несет никакой речевой информации. А, если, такая информация заложена, то человеку можно дополнительно внушить на подсознательном уровне определенные мысли или поступки, т.е. «зазомбировать», или довести до слуховых галлюцинаций
Перечень основных симптомов воздействия инфразвука: вибрация грудной клетки и\или брюшной полости, сухость во рту, общая слабость, затруднение дыхания, удушье, головная боль, головокружение, нарушения зрения, обманчивые, нереальные ощущения, тошнота, покраснение, сонливость, боль при глотании, ознобоподобная дрожь, онемение лица и нёба, страх, тревога, состояние паники, спутанность сознания, боли в области сердца, пространственная дезориентация, нарушения сна, потливость, тошнота и многое другое. Если человек обратится к врачу с таким букетом, то он точно направит его к психиатру, кроме всех прочих специалистов, которые, к тому же, тоже будут в недоумении.
Еще более страшное действие оказывают мощные низкочастотные электромагнитные колебания. Почти все процессы, происходящие в организме на клеточном уровне, (особенно в нервной системе), имеют электрохимическую природу. Таким образом, электромагнитные колебания, в отличие от инфразвуковых, имеющих механическую природу, воздействуют непосредственно на клеточном уровне. Это и есть воздействие с помощью, так называемых, торсионных генераторов. Торсион – специальное устройство, для генерации и излучения электромагнитных колебаний низкой частоты и большой мощности, подобно магнетронам – устройствам, для излучения СВЧ-колебаний большой мощности (например, в радиолокаторах, или в микроволновых печах).
4.Реакции животных на инфразвук носят инстинктивный характер, закрепленный генетически в наследственном механизме. Это обусловлено тем, что мощный инфразвук всегда исходил от источника повышенной опасности (см. выше). Очень часто, перед землетрясением, начинаются подвижки земной коры. Это, в первую очередь, чувствуют животные, живущие в норах, или в воде. Дело в том, что плотные слои почвы (особенно горные породы) и вода, проводят звуковые колебания значительно быстрее и лучше, чем воздух. Змеи, ящерицы, крысы, скорпионы начинают вылезать из нор, чтобы не оказаться заваленными. Кошки, собаки и домашний скот пытаются выбраться из помещений наружу, иногда спасая этим и жизнь своих хозяев. Рыбы стремятся уплыть, а, если плыть некуда, то могут начать метаться. Это давно заметили японцы, живущие в очень сейсмоопасной зоне. («Великое» землетрясение 1923г. унесло жизни 142 807 человек и полностью разрушило Токио и Иокогаму). Поэтому многие японцы, до сих пор, держат в домашних аквариумах особую породу рыбок, отличающуюся повышенной чувствительностью к инфразвуковым колебаниям. Перед землетрясением эти рыбки начинают метаться по аквариуму.
Каким то образом попавшие в кабинет кошка или собака начнут метаться в поисках выхода, кошка будет орать от ужаса, а собака – выть.
Это можно использовать, введя в кабинет жертвы аквариум, тем более что он еще пригодится для создания механических эффектов и, каким то способом, заведя в кабинет кошку или собаку. Получится дополнительный эффект присутствия в кабинете чего-то ирреального, потустороннего.
5.Механические эффекты, могут обуславливаться резонансом, или движением воздуха.
Если в помещении есть предметы, которые попадают в резонанс с используемой звуковой частотой, то они начинают вибрировать. У меня, при некоторых частотах вполне ощутимо тряслась крышка стола, на котором стоит компьютер. Так может завибрировать стол, шкаф, или окно. Для предмета, находящегося на этом столе или шкафу, трение покоя, заменяется на трение скольжения, которое в сотни, а то и в тысячи раз меньше. Если поверхность стола или шкафа имеет небольшой наклон, относительно истинной горизонтали, (что чаще всего и бывает, т.к. никто их по ватерпасу не выставляет, а уклон менее 1,5 углового градуса на глаз просто не заметен), то предмет, находящийся на этой плоскости начнет медленно скользить под этот незаметный уклон и, в конце концов упадет. Довольно эффектно – в наглухо закрытом кабинете, опечатанном и снабженном охранной сигнализацией, кто-то скинул со стола компьютер, или большую вазу со шкафа. В промышленности применяются вибротранспортеры и вибросита, основанные на этом принципе. В природе тоже некоторые животные используют вибрацию, например, ящерица песчаная круглоголовка при опасности начинает вибрировать и моментально погружается в песок.
Самое забавное, что ультразвуковые охранные датчики объемного сканирования не будут реагировать на это медленное перемещение и сработают только в момент падения предмета. Это связано с их конструктивной особенностью. Датчик посылает ультразвуковой импульс и запоминает пришедшее назад эхо. Затем он посылает следующий импульс и сравнивает второе эхо с первым. Если сигнал не изменился, то он стирает из памяти первое эхо и запоминает, в качестве эталона, второе, после чего опять посылает сигнал. Все это происходит на громадной скорости – тысячи раз в секунду. Но датчик специально немного загрубляют, чтобы он не срабатывал на каждого пробежавшего таракана. Поэтому, если сигналы отличаются незначительно, то датчик не среагирует. Он сработает только в момент падения крупного предмета, когда явно будет превышен порог чувствительности. Примерно то же произойдет, если будет применяться емкостной электромагнитный датчик.
Получается довольно интересно – кабинет опечатан (в том числе, возможно и милицией), двери и окна не тронуты, пол, потолок и стены проверены и, все-таки, кто-то забрался в кабинет и скинул на пол, скажем, компьютер. Впору говорить о полтергейсте, тем более, что дело происходит в фирме шоу-бизнеса, где в подворотне постоянно толкутся фанаты тинэйджеры, которые расписали и разрисовали всю подворотню (именно это происходило на Школьной улице, когда там располагалась фирма РАЙС ЛИС,С, а при полтергейсте подростки фигурируют практически всегда).
Зато могут срабатывать другие датчики охранной сигнализации. На окна и двери, обычно, ставят два типа датчиков одновременно – магнитные герконовые, срабатывающие при открывании рамы или двери, и сейсмодатчики, которые срабатывают от сотрясения, если кто-то разобьет стекло, или попытается выбить филёнку, не открывая двери. Тогда, при попадании оконного стекла или двери в резонанс, сработает сейсмодатчик (они очень чувствительные). Опять получается странная картина – окна и двери целы, к ним никто не приближался, а датчик срабатывает. Причем это может происходить при использовании совсем другой частоты, чем для падения предмета, резонансная частота у окна и стола может быть совершенно различной.
Законный вопрос, на кой все это нужно ночью, когда в здании, кроме охраны, никого нет? Это нужно для создания психологического эффекта присутствия привидения. Охранники чувствуют, что в здании происходит что-то непонятное, боятся заходить в это крыло, докладывают начальству, но никакие проверки ничего не дают – звук материальных следов не оставляет.
Теперь об аквариуме. На поверхности воды может возникать рябь и мелкие волны. Это будет происходить либо потому, что в резонанс попала подставка аквариума, и он мелко трясется, либо, что эффектнее, сам аквариум. Тогда на поверхности воды может возникнуть стоячая волна, волна, которая никуда не перемещается. Странное зрелище – внезапно, без видимых причин, поверхность воды покрывается волнами, которые, к тому же, и не двигаются. Если об этом рассказывает сама жертва, то, учитывая то, что с ним происходит с медицинской точки зрения (см. выше), впору покрутить пальцем у виска. Если же это происходит при ком-то, то, учитывая, что инфразвук окажет и на этого человека свое воздействие, он будет клясться и божиться, что там происходит что-то странное и непонятное. Особенно учитывая странные вздохи, которые, на самом деле, будут являться движением воздуха.
Движение воздуха и должно быть, т.к. любой звук есть ни что иное, как это самое движение. Только в данном случае оно будет особенно ощутимо. Во-первых: применяется очень большая мощность; во-вторых: низкочастотные колебания вообще создают более сильное и заметное колебание воздуха (у меня лист бумаги колебался на расстоянии сантиметров 40 от маломощной колонки); а в-третьих: потому, что для получения нужного эффекта, инфразвук на жертву надо подавать достаточно короткими импульсами и с разными временными интервалами (подробнее в способе применения).
Таким образом, какой-нибудь свидетель, попавший в кабинет жертвы во время действия инфразвука, потом сможет рассказывать, что ему сдавило голову, как обручем, в глазах все поплыло, по телу пробежали мурашки, стало страшно, руки-ноги похолодели, рыбки в аквариуме заметались, вода покрылась рябью и кто-то тяжко вздохнул. Оглянулся – нет никого. А шеф сидит весь зеленый, глаза вообще ничего не видят и за голову держится. Ну, чем не привидение?
6.Психологический эффект действия инфразвука, возможно, объясняет некоторые, связанные с морем, загадочные катастрофы, например историю со шхуной «Мария Селеста».
Она была обнаружена в Тихом океане за сотни миль от ближайшей земли в тихую погоду. Шхуна шла явно без управления и не отвечала на сигналы. Когда матросы, со встретившего её корабля попали на борт шхуны, то они обнаружили, что вся команда исчезла. Все шлюпки были на месте, на шхуне не было следов нападения, груз и вещи членов команды были не тронуты. В камбузе ещё горел огонь под котлом с пищей, в каюте капитана на столе лежало отложенное шитьё его жены, на фордеке дымилась чья-то трубка. Создавалось впечатление, что вся команда внезапно сошла с ума и выбросилась за борт.
Похожий случай был уже в Атлантике у берегов Северной Каролины. На побережье острова Роанек была колония поселенцев. Однажды пришедший корабль обнаружил, что все люди таинственно исчезли, причем все их имущество совершенно не тронуто. Никого из этих людей больше никто никогда не видел.
По некоторым предположениям эти и подобные случаи могли быть связаны с действием мощного инфразвука. При частоте около 10Гц он вызывает у живых существ состояние паники, а в толпе это чувство многократно усиливается (давно известный психологический эффект «массового психоза»). Не случайно такие катастрофы происходят, в основном, в море. Во-первых: именно там есть мощные источники инфразвука – тайфуны, цунами, смерчи, извержения подводных вулканов, а, во-вторых: особенности распространения низкочастотных колебаний в воде приводят к тому, что эти колебания могут распространяться за тысячи миль от места возникновения, практически не ослабевая, например, по ходу подводного течения, которое служит своеобразным природным волноводом.
Мне говорили, (но никто этих данных официально не подтвердит) что на основе этого эффекта разрабатывалось оружие для разгона митингов и демонстраций, но применялось ли оно где-нибудь – я не знаю. В военных целях такое оружие вряд ли можно употребить, а вот в городе, на ограниченном пространстве, оно может быть очень эффективным.
Косвенным подтверждением сказанному может быть случай, который произошел в конце прошлого века в Париже. В одном из театров ставилась пьеса, где между двумя картинами должен был пройти промежуток около 20-ти лет. Чтобы создать впечатление таинственности и времени в театре поставили огромную органную трубу (длиной не менее 12 метров), которую и привели в действие во время смены декораций в полной темноте. Это привело к массовой панике, в окрестных домах завыли собаки, а публика в темноте бросилась к выходу. Были пострадавшие, но, кажется, обошлось без смертных случаев. Подобное действие иногда оказывает и орган, если он звучит в определенном регистре.
7.Орган сильно отличается от других музыкальных инструментов, хотя бы тем, что любой большой орган всегда проектируется и строится с учетом конкретного помещения, в котором он будет играть, и, кроме того, с учетом определенных целей, для которых он предназначен. Так самый большой и громкий в мире орган, находящийся в городе Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси, США) имеет 33112 труб высотой от 4,7мм до 19,5м, но это ещё не значит, что он издает такое количество нот. Его полный диапазон – 7 октав, что значит: 7х12(с диезами и бемолями)=84 ноты начиная от РЕ субконтроктавы. Такое количество труб нужно, во-первых: для разной громкости, т.к. каждая органная труба всегда звучит с постоянной громкостью, а, во-вторых: хотя для каждой трубы существует основной тон, длина волны которого равна длине трубы (в маленьких органах Ѕ или ј этой длины), но, в зависимости от её ширины, а также формы (круглая или квадратная) и материала (металл или дерево), на основной тон накладываются разные обертона, или гармоники, что и придает различную окраску звучанию органов, с богатством которых не может сравниться ни один другой инструмент. Кроме того, на органах проще, чем на других инструментах получить действенный унтертон, которыми любил забавляться И.-С. Бах в соборе св. Фомы г. Лейпцига. Группы труб переключаются при помощи регистров и удвоений. У упомянутого выше органа 1477 кнопок включения регистров и их сочетаний. Самый громкий регистр этого органа – регистр Офиклейд на главном мануале по мощи звучания равен 25 духовым оркестрам. Для его работы требуется давление воздуха равное 24 атмосферам.
Внутри регистров существуют удвоения, которые включают дополнительные трубы этого регистра. Основное, или 8-ми футовое удвоение включает трубы той же высоты тона и служит в основном для изменения громкости. 16-ти футовое удвоение понижает звук на октаву, а 32-х футовое на две. В другую сторону 4-х футовое – повышает звук на октаву и так далее. Таким образом, если взять ДО Большой октавы и включить 32-х футовое удвоение, то получится дополнительный звук ДО субконтроктавы, который имеет частоту 14Гц. Этот звук не слышен, но его обертона создают особый музыкальный эффект, а основной тон создает психологический эффект. Большинство регистров органа имеют свои собственные названия и неслышимые, но мощные трубы от ДО, до ФА-диез субконтроктавы относятся к регистру, который носит название: «Vox Dei” или «Голос Бога», хотя могут использоваться и в других регистрах.
Орган Домского собора в Риге значительно меньше описанного, но в нем присутствует труба длиной 23,4м, что соответствует 14Гц – ДО субконтроктавы. При ее работе дрожат стенки всего органного механизма. Такие трубы редко звучат долго –воздуха требуется очень много – но, если в этот момент находиться в точке перед бывшим алтарём (собор строился как католический, а сейчас лютеранский), то можно упасть в обморок. Это связано с фокусировкой звука в данную точку за счет особенностей архитектуры собора и с тем, что большинство соборов, в особенности католических, представляют из себя своеобразные акустические ящики, настроенные на несколько резонансных частот. Недаром зал звукозаписи бывшего Всесоюзного дома звукозаписи находился в англиканской церкви, на Большой Никитской.
Самый большой в мире электронный орган – орган «Голден спирит» также впервые прозвучал в Атлантик-Сити. Он имеет 700 динамиков, а его мощность составляет около 7000Вт. Он и должен послужить прообразом технического средства для совершения преступления.
8.Основной тон это резонансная частота, на которой должна колебаться струна или столб воздуха в музыкальном инструменте. Представляет собой обычное синусоидальное колебание. Но так звучат только камертоны и электронные генераторы. В музыкальных инструментах всегда вместе с основным тоном присутствуют обертона или гармоники – более высокочастотные колебания, с частотами, кратными основному тону, т.е. больше него в целое число раз: 2,3,4… и так далее. Именно они и придают тембровую окраску звучанию различных инструментов. Обычно, гармоники ослабевают с увеличением их частоты, но в разных инструментах это происходит по разному и, вовсе не всегда по линейному закону, поэтому одну и ту же ноту взятую, скажем на гобое, невозможно спутать с той же нотой, сыгранной на скрипке. В органе длина трубы равна длине волны основного тона, но в зависимости от ее ширины или формы поперечного сечения можно выделять одни гармоники и гасить другие. Поэтому большие органы и имеют такое громадное количество труб и разнообразие регистров. На таком инструменте уже сложно играть одному человеку. Даже на органе Домского собора (около 7000 труб) органисту помогает ассистент, который производит нужные переключения в соответствии с партитурой, а на таких органах, как орган «Аудиториум» в Атлантик-Сити таких ассистентов должно быть несколько.
Сложение основного тона и обертонов приводит к возникновению колебаний очень сложной формы. Собственно, скрипка, сделанная Страдивари и скрипка, произведенная на фабрике «Лира» издают один и тот же основной тон, но особая тщательность изготовления (дека промеряется в нескольких десятках точек) точнейшее соблюдение кривизны, специальная древесина (настоящая резонансная ель растет только в Альпах), длительная сушка в течение десятков лет, применение специальных лаков и клеев и приводит к тому, что скрипки Страдивари стоят миллионы долларов, а скрипки фабрики «Лира» чуть дороже дров, пошедших на её изготовление.
В основном именно для выделения обертонов и служат те трубы органа, основной тон которых находится в инфразвуковой области. Поэтому нет специальных произведений, где бы в партитуре обозначались ноты субконтроктавы. Все органы разные и манера исполнения у органистов тоже может быть совершенно разной. Например, произведения И.С.Баха записаны только в нотной форме без указания регистров, и как их исполнять зависит от того, на каком органе их исполняют, и кто их исполняет. Тем не менее можно назвать произведения, где возможны эти ноты, и в их числе, пожалуй, одно из известнейших произведений Баха – «Токката и фуга ре-минор». Кстати, именно с ней я экспериментировал, переводя ее в инфразвуковую тональность. Она действует в инфразвуке значительно более угнетающе и сильнее, чем симфония Моцарта, хотя это тоже не сахар. Возможно потому, что у Моцарта все легкое, воздушное – такой полет скрипок. В общем, разные сочетания обертонов производят на организм разное действие. Кроме того, последующие прослушивания этих же файлов, даже на минимальной громкости, практически моментально приводят к неприятным реакциям – к инфразвуку привыкнуть невозможно, наоборот, дальнейшее его воздействие резко усиливает влияние на организм. Это надо учесть при написании сценария, что вовсе не требуется давить жертву постоянно, достаточно время от времени подавать минутные импульсы и этого будет вполне достаточно.
Ещё более интересным феноменом является унтертон. Как уже было сказано: музыкальный звук состоит из основного тона и обертонов. Так вот, если взять аккорд, состоящий из обертонов, соответствующих основному тону, то, за счет сложения колебаний, возникнет результирующий основной тон, частота которого будет ниже, чем частота любого из обертонов. Таким образом, можно получить инфразвук, которого вообще нет в записи. Правда, для этого и слышимые обертона должны быть очень громкими, но тут может выручить явление резонанса, если умный преступник так подсчитал длину волны, что она кратна длине кабинета. Тогда в кабинете возникнет стоячая волна, мощность которой будет многократно превышать исходную за счет резонанса. При прослушивании этой же записи в другом помещении никакого особого эффекта не будет, ну не понравится кому-то сочетание звуков, вот и всё. Проще всего такую штуку вмонтировать в музыку стиля «Техно», но, если постараться, в принципе можно и в любую другую.
Все эти процессы поддаются математическому подсчету, т.к. являются частным случаем теоремы Фурье, позволяющей периодическую величину представить в виде суммы величин, меняющихся по синусоидальному закону. Это можно использовать, описывая технические средства, или способ применения.
Кстати, у человека тоже есть резонаторные полости. Это не только полость рта носа и гортани, но также, так называемые пазухи или синусы, которые находятся в верхнечелюстных костях – гайморовы пазухи; в лобной кости – лобные или фронтальные пазухи и в кости основания черепа – основные пазухи. Для певцов – насморк является профессиональным заболеванием не столько потому, что они не могут дышать носом – певцов специально учат диафрагменному дыханию (короткий вдох через рот, за счет сокращения диафрагмы), а потому, что отек слизистых оболочек, перекрывает вход в эти резонирующие полости, голос теряет часть обертонов и становится невыразительным – «насморочный голос».
Именно на этом я и основывался, когда предлагал ту историю с водолазами и гелиевой смесью для дыхания. В гелиевой атмосфере не просто повышается частота звука за счет изменения скорости звука, распространяющегося не в воздухе, а в другой газовой среде. Меняется вся структура обертонов, а все идентифицирующие голос программы рассчитаны именно на воздушную среду. Собственно именно по структуре обертонов и идентифицируется голос, причем никакие пародисты ничего не могут поделать, они могут только копировать манеру и частоту основного тона, а структура обертонов у них другая. В гелии структура голоса меняется так, что, если его исследовать при помощи программы для идентификации в воздухе, то придешь к выводу, что это не человеческий голос, потому, что анатомия человека не в состоянии генерировать звуки подобного типа. А с подобными дыхательными смесями в стране работают, от силы человек двести, и, вряд ли есть программа для идентификации голоса в подобной атмосфере, тем более что состав смесей может меняться.
9.Технические средства, для получения инфразвука, вполне могут быть в фирме, занимающейся шоу-бизнесом, и не вызовут ни у кого никаких подозрений. Это: высококачественный магнитофон, высококачественный усилитель, высококачественные низкочастотные колонки и компьютер.
Компьютер позволяет получить практически любые колебания с помощью достаточно простых программ. Можно в сеансе DOS дать команду: ВЕЕР и дальше, через запятую, указать частоту в периодах и время звучания в секундах. Это, так называемая, прямая команда. Если теперь нажать ENTER, то компьютер, через свой внутренний динамик воспроизведет заданный звук. Правда, инфразвук так не получишь, динамик компьютера не в состоянии его воспроизвести, но для этой цели можно воспользоваться стандартными программами Виндоуз-95 или 98 – «Фонограф» и «Универсальный проигрыватель», работать с которыми достаточно просто. Я разобрался с ними минут за двадцать, а специалисту в этой области – вообще раз плюнуть.
Дальше звук надо усилить. Для этой цели лучше всего подходит мощный высококачественный усилитель (мощностью не менее 2х300Вт) с системой «Dolbi digital» т.к. колебания такой низкой частоты лучше усиливать в цифровой форме для избежания искажений. Например, это может быть усилитель фирмы «Yamaha» или любой другой с аналогичными характеристиками.
Акустическую систему для воспроизведения инфразвука тоже необходимо брать особую. Для этой цели подойдут активные низкочастотные колонки фирм B&W и, особенно (из-за названия), MIRAGE модели BPSS-210. Это колонки канадской фирмы, их мощность 2х250Вт, стоимостью 1700$. Они воспроизводят звук в области частот 18-240Гц, а это значит, что они должны воспроизводить, как минимум, 1-ый унтертон. т.е. 9Гц. Если же они в состоянии воспроизвести и2-ой унтертон (пусть с искажениями, все равно не слышно), то мы полностью перекрываем весь наиболее опасный для человека диапазон 6-14Гц. Наиболее рациональные способы применения в следующем разделе.
10.Способов применения может быть несколько. Простейший, когда в запись просто вводится чистый гармонический инфразвук с частотой, например 10Гц (это частота наиболее сильного психологического воздействия, вызывающая панику и нарушения психики). Сложнее, но практически не разгадываемо в другом помещении, введение обертонов этого инфразвука, для получения результирующего унтертона. Сложность заключается в том, что это уже слышимые частоты, поэтому нужны незаурядные музыкальные способности, чтобы эти обертона, введенные в мелодию не прозвучали диссонансом. Наиболее действенным и наиболее опасным способом будет наложение на инфразвук вербальной или речевой информации. Эта информация внедряется на подсознательном уровне, вызывая тот самый эффект который называется «зомбированием».
Для усиления эффекта воздействия преступник может использовать стоячую волну и акустический ящик.
Стоячая волна возникает в том случае, когда звук отражается от какого то препятствия, которое не гасит колебаний. При этом, если отраженная волна не совпадает по фазе с прямой, то между ними возникнет взаимодействие, которое носит название: интерференция волн, т.е. в тех местах, где колебания совпадают по фазе, они, взаимно складываясь, вызовут увеличение амплитуды, т.е. усиление звука (такие области называются пучностями), а там, где колебания будут находиться в противофазе, интерференция приведет к уменьшению амплитуды или к уменьшению громкости, вплоть до полного исчезновения звука (такие области называются узлами). Если представить, что место жертвы за столом находится в области пучности, а то место, где обычно располагаются его посетители, в области узла, то преступление становится ещё запутаннее, посетитель почти ничего не чувствует, а шеф на стенку лезет.
Акустический ящик еще больше усилит влияние инфразвука. Фактически, это резонатор, настроенный на определенную длину волны. Для того, чтобы выделить 1-ую гармонику (т.е. основной тон) его длина должна быть равна 0,25 длины звуковой волны, тогда явление резонанса для этой частоты будет максимальным. Для инфразвука частотой 10Гц длина волны составляет 33м, следовательно, длина кабинета должна быть 33:4=8,25м – вполне нормальная длина для кабинета руководителя достаточно крупной фирмы. Если длина кабинета отличается от этой, то достаточно просто подсчитать частоту, при которой он превратится в акустический ящик, и на каком расстоянии от стены должны находиться колонки, чтобы именно место жертвы приходилось в область пучности. По моим представлениям, преступник должен быть специалистом в области музыки и акустики, т.е. как раз такой человек, который вполне органично смотрится в фирме шоу-бизнеса, и который сам устанавливал колонки в кабинете шефа и объяснял, как именно они должны стоять. Если соблюсти все эти условия, то никакая экспертиза, проведенная в другом месте, ничего не покажет, для этого надо быть именно в этом кабинете, на месте жертвы и слушать именно эту запись, а, если звук вводился непосредственно с компьютера во время воспроизведения, то и это не поможет, единственной уликой останутся провода, уходящие в соседнее помещение, где работает преступник. Впрочем он и это легко объяснит тем, что демонстрировал шефу образцы аранжировки музыки и варианты звуковых эффектов для записи очередного альбома. Может помочь то, что даже файл, вычищенный из корзины, на самом деле не сразу пропадает из компьютера, и его можно восстановить с помощью Нортон Утилитес, или другой подобной программы. Дополнительным, улучшающим эффект условием, будет то: если кабинет будет узким и высоким, что улучшает условия распространения звуковых волн, стены не будут покрыты звукопоглощающим материалом, а у торцевых стен будут стоять большие открытые шкафы, например с сувенирами, но не забитые, а почти пустые.
Именно так выглядят лучшие акустические залы, например католические или лютеранские соборы, в которых широко используется музыка и хоровое пение во время богослужения. Только в них ещё большое количество разнонаправленных плоскостей и углублений за счет архитектуры и скульптуры. Это тоже не случайно – все эти, якобы, украшения служат для отражения звуковых волн в разных направлениях, чтобы избежать явления интерференции и возникновения зон с плохой слышимостью, и, кроме того, чтобы избежать реверберации или эха, которое сделает неразборчивым любой звук.
По способу подачи инфразвука по времени. Сначала его необходимо включать кратковременно на средней мощности и в разное время, чтобы жертва не ассоциировала ухудшение самочувствия со своим кабинетом. В некоторые дни можно вообще не включать. Постепенно, по мере ухудшения здоровья, мощность и время можно увеличивать, тем более, что чувствительность к инфразвуку постепенно возрастает. Я, случайно включил звуковой файл, причем колонки были на очень маленькой громкости - так у меня голову сдавило через пару секунд, хотя сначала я баловался с этой штукой по несколько минут и на значительно большей мощности.
11.Речевая или вербальная информация может быть внесена двумя путями. Простейший, это записать в программу «Фонограф» короткую эмоциональную фразу типа «хочу умереть» или «мне плохо» и потом последовательно замедлить ее раз в 16 (такая возможность есть). При этом запись перейдет в инфразвуковую тональность и будет практически не слышна, но информация не пропадет, как не пропадает информация 25-го кадра в кино, хотя он на сознательном уровне не воспринимается. Особенно, учитывая болезненное влияние инфразвука на организм, несложно представить, что эта информация будет воспринята и обработана мозгом на подсознательном уровне. Вроде бы такими вещами балуется группа «Алиса» на своих концертах. Но при такой подаче информации невозможно использовать стоячую волну и акустический ящик, т.к. частота меняется.
Более сложный, но и более эффективный способ, это промодулировать инфразвуковую частоту звуковой. Обычно все делается наоборот – более высокая частота модулируется низкой, но и так тоже возможно. При этом несущая инфразвуковая частота не меняется и можно использовать все те прибамбасы, о которых я писал выше, да и количество и разнообразие информации возможно увеличить очень резко. Тут уже можно внушить разговоры про самоубийство, про привидения, про яды и прочее в том же духе.
12.Колдовской порошок может состоять из исконно сибирских компонентов, если принять ПЕВИЦУ представительницей народов Сибири и Крайнего Севера. Например. так:
Порошок мухомора (галлюциноген мускарин).
Толченая сушёная жабья кожа (наркотик и галлюциноген бифотонин).
Порошок сушёной Чемерицы Лобеля (куча ядовитых алкалоидов, основные из которых вератрин и протовератридин).
Порошок минерала чароит.
Толченая кора багульника.
Толченый олений рог (последние три компонента добавлены для создания «туземного сибирского колорита»).
На самом деле все это для того, чтобы замаскировать убийство при помощи смеси алкалоидов чемерицы, широко распространенного растения, по ядовитости лишь немного уступающему знаменитому акониту, или борцу, за одно хранение которого дома, в средневековой Европе полагалась смертная казнь. Чемерица, возможно, ещё страшнее, т.к. противоядия от ее алкалоидов пока не существует.
Симптомы отравления чемерицей: жжение и покалывание в горле, обильное слюнотечение, слёзотечение, насморк, затрудненность глотания. Затем возникают боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, общее возбуждение, судороги, упадок сердечной деятельности и смерть. На второй стадии помочь больному уже практически невозможно. При особо сильных отравлениях смерть может наступить через три часа, после попадания яда в организм, причем сознание сохраняется до самого конца.
Остальные компоненты дополнительно должны кинуть подозрение на ВАДИКА – лидера группы «Ноги вверх», тем более, что он и по трубам может лазить, и наркотиками и галлюциногенами балуется, и умеет алкалоиды добывать, например эфедрин из лекарства от кашля «Солутан». Процесс добывания алкалоидов из чемерицы принципиально ничем не отличается, и требуется для него соляная кислота, сода, бензин для зажигалок да фильтровальная бумага. Все не представляет ни малейшего дефицита и продается на Птичьем рынке, например. Там же спокойно, по оптовой цене можно купить ящик солутана, который в аптеке отпускается строго по рецепту, а рецепт обязательно отбирается.