"

Частный Клуб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Многокультурная Россия.>>Археология древних культур.


Многокультурная Россия.>>Археология древних культур.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Думаю, что этой теме здесь
лучше, чем в разделе "История",
потому как...

Потому как мне так удобнее и здесь
я устрою личную кладовочку для интересных
мне (может, и ещё кому) археологических и пр.
материалов в формате видеороликов с артефактами
и рассказами и лекциями специалистов и учёных,
которые ещё не перевелись в Нью-России, слава
Богу и слава живучести истинного мозга нации.


https://www.youtube.com/watch?v=Eam5LzGd1cc

Восточные соседи скифов – сарматы, населяли степные районы 2,5 – 1,5 тыс.
лет тому назад. Территория, по которой они кочевали, простиралась от предгорьев Альп
до Северной Монголии и Западного Китая. О том, какие артефакты были найдены в
могильниках сарматов и что они рассказали о жизни древней сарматской женщины,
рассказывает Леонид Теодорович Яблонский, доктор исторических наук,
профессор, заведующий отделом скифо-сарматской археологии Института
археологии РАН.

0

2

Кати,история и есть доку+мент+альное(=прямое к памяти взывание) развитие культуры в широком понимании,
начиная от мытья рук/вычёсывания вшей,
ориентацыей/сжиганием покойников,
тату и резов,
танцев с бубнами,хорами и огнями...
Т.н. каноническая история-суть перепись/амбарная книга,
зачастую напрочь лишённая содержания и мало мальского смысла.

0

3

Спасибо, Алекс, за разъяснение.
Теперь буду знать.

:writing:

0

4

А я чё?
Я ничё-
культура Ручками сделала хомо прямоходящего хомо умелым и видимо даже умным,
однако разумным оного делает исключительно Слово.
И не всякое, а от Бога.
Даже теория=реяние Теоса,
Отца сиречь.

0

5

.

Отредактировано алехантф (16-06-2017 02:15:25)

0

6

алехантф написал(а):

Кати,история и есть доку+мент+альное(=прямое к памяти взывание) развитие культуры в широком понимании,
начиная от мытья рук/вычёсывания вшей,
ориентацыей/сжиганием покойников,
тату и резов,
танцев с бубнами,хорами и огнями...
Т.н. каноническая история-суть перепись/амбарная книга,
зачастую напрочь лишённая содержания и мало мальского смысла.

Жаль лайки не поставить..а так надо было))))

0

7

yty-2 написал(а):

Жаль лайки не поставить..а так надо было))))


В правом нижнем углу каждого сообщения стоит 0.
Если кликнуть на него, то появится +1, что означает оценку текста.

0

8

алехантф написал(а):

А я чё?
Я ничё-


Ничё.
Но хотелось бы ближе к телу
теме разговора -- к скифам, сарматам...
в строго научном аспекте.
Послушайте, обсудим.


https://www.youtube.com/watch?v=Eam5LzGd1cc

Отредактировано Катя (16-06-2017 16:58:50)

0

9

Шигирский идол

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/72/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D1%88%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB.jpg

Большо́й Шиги́рский и́дол — археологический памятник, древнейшая сохранившаяся деревянная скульптура в мире
(возраст оценивается в 11 тыс. лет), выполнена из лиственницы в эпоху мезолита (IX тысячелетие до н. э.).

В настоящее время хранится в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге.
Содержание

    1 Обнаружение
    2 Описание
        2.1 Орнамент и личины
        2.2 Датировка
    3 История и хранение
    4 См. также
    5 Литература
    6 Примечания
    7 Ссылки

Обнаружение

Большой Шигирский идол обнаружен в ходе добычи золота, начатой во второй половине XIX века на Шигирском торфянике,
на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга, близ деревни Калата (ныне город Кировград).
В тот период было открыто месторождение россыпного золота, и рабочие начали находить необычные предметы из рога,
кости, дерева, камня, глины. Все предметы были в прекрасной сохранности. Предметы находили на разных приисках Шигирского торфяника.

Первое известие о Шигирских находках поступило в 1879 году от вице-президента Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ),
известного екатеринбургского врача Александра Андреевича Миславского.
Он сообщил о находках на заседании общества и первый предположил, что эти предметы сделаны древним человеком.
Первую археологическую разведку на торфянике по заданию Императорского Русского географического общества
провёл летом 1880 г. уроженец Екатеринбурга археолог Михаил Викторович Малахов. Уже в то время шигирские находки
стали сенсацией, это были первые торфяниковые памятники археологии открытые в России. В XIX — начале XX века
Шигирский торфяник посетили специалисты из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа.
Сейчас коллекции шигирских находок имеются в музеях Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Хельсинки.
Но большая часть этих предметов составила знаменитую Шигирскую коллекцию музея УОЛЕ Уральского общества
юбителей естествознания (УОЛЕ, ныне — Свердловский краеведческий музей).

Сам идол был найден 24 января (5 февраля по новому стилю) 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника
на глубине четырёх метров[1][2] и по распоряжению владельца территории графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора
также был передан УОЛЕ. Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Когда скульптура попала
в музей, это была просто груда обломков. Было непонятно как идол выглядел. Первую реконструкцию идола
выполнил тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Дмитрий Иванович Лобанов.
Он произвольно соединил часть фрагментов и получил фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещёнными ногами,
при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе.
В 1914 году археолог Владимир Яковлевич Толмачёв выполнил научную реконструкцию идола[1][3].
В своей реконструкции он использовал все фрагменты скульптуры. По реконструкции В. Я. Толмачёва
идол представлял собой фигуру высотой 5,3 метра с объемной скульптурной головой, туловом в виде доски и объёмным основанием,
затесанным на конус. Позднее нижняя половина тулова идола длиной 195 см по неизвестным причинам была утрачена.
Сейчас высота идола составляет около 3,4 метра. Об утерянной части идола мы можем судить по рисунку В. Я. Толмачёва[2].


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Shigir_idol.jpg

Описание

Большой Шигирский идол изготовлен из цельного расколотого бревна лиственницы сибирской возрастом не менее 157 лет[4][5].
Сохранившаяся часть — верхняя половина тулова с головой и нижний фрагмент, затёсанный на конус с выемкой в основании,
из-за которой образуются выступы, возможно, изображающие ноги идола. Тулово имеет форму доски, прямоугольной в сечении,
верхняя часть (голова) и нижняя, заточенная на конус, объёмные. Светлана Николаевна Савченко и Михаил Геннадиевич Жилин
установили, что Большой Шигирский идол не вкапывался нижней частью в землю, как считалось ранее, а стоял,
прикреплённый к чему-либо, возможно к дереву или столбу[2]. Об этом говорит одинаковая сохранность всех частей скульптуры,
на границе земли и воздуха древесина стала бы гнить. Обработка древесины велась по свежесрубленному стволу каменными орудиями[4].

Орнамент и личины

Туловище идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом.
Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица — личины. На рисунке Владимира Яковлевича Толмачёва[3]
таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной.
Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 на оборотной плоскости тулова идола
хранителем Шигирской коллекции Светланой Николаевной Савченко была выявлена ещё одна личина,
не отмеченная В. Я. Толмачевым. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы,
для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче,
чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придаёт личине по мнению С. Н. Савченко
определённое сходство с мордой зверя.
В 2014 году С. Н. Савченко и М. Г. Жилиным при исследовании поверхности скульптуры под микроскопом
на оборотной плоскости тулова в верхней части скульптуры была обнаружена ещё одна новая личина.

Каждая личина венчает отдельную фигуру. Сейчас на Большом Шигирском идоле, вместе с изображениями утраченной части,
выделяется восемь персонажей: верхнее изображение с объёмной головой, три фигуры на лицевой плоскости тулова
и четыре — на оборотной. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями,
выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета.

Среди изображений С. Н. Савченко выделяет персонажи, олицетворяющие водную и небесную (воздушную) стихии,
фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Существуют и другие гипотезы объяснения смысла фигур. Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображений
Большого Шигирского идола, но не раскрывают его полностью. Фигуры не поддаются однозначной трактовке.
Вертикальная постановка персонажей, если здесь запечатлены мифы о происхождении мира и людей,
может отражать последовательность событий, или может свидетельствовать об определенной иерархии представленных образов.
Изображения идола свидетельствуют о том, что уже в столь раннее время у жителей лесной полосы Урала
существовала сложная система мифологических представлений.

Датировка

На протяжении ста лет не утихали споры о датировке Большого Шигирского идола.
Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.)
и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.).

В 1997 год поверхность идола стала осыпаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как её осуществить,
было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоёв древесины.
Анализ проводился в лаборатории Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Ганны Ивановны Зайцевой
и в лаборатории Геологического института РАН (Москва)под руководством Леопольда Дмитриевича Сулержицкого.
Результаты экспертиз совпали: идол был выполнен в середине мезолита — среднего каменного века.
Все три некалиброванные радиоуглеродные даты ложатся в диапазон 8,8—8,5 тысяч лет, что соответствовало калиброванным датам 7820—7590 до н. э.[6].
           Полученные даты вызвали дискуссию.
Многие учёные высказывали сомнения в столь раннем возрасте скульптуры
и считали необходимым проведение дополнительных исследований,
что неоднократно было озвучено в том числе в научных публикациях.
Выдвигались предположения, что идол был изготовлен из ствола, пролежавшего в торфянике несколько тысяч лет,
и, следовательно, возраст идола может быть значительно моложе.

           Чтобы разрешить эти вопросы требовались новые дополнительные исследования скульптуры.
Новое датирование скульптуры было выполнено в Центре археометрических исследований
им. Клауса-Чира Гейдельбергского университета (Германия).
Проведённый в 2015 году радиоуглеродный анализ с уточнённой калибровочной кривой,
выполненный в Германии с использованием метода ускорительной масс-спектрометрии (англ.)русск.,
привёл к датировке 11 тыс. лет до настоящего времени[4].
Таким образом, возраст скульптуры оказался более древним, чем считалось ранее.

Помимо радиоуглеродного анализа, комплексная программа включала дендрологический и технико-трасологический анализ.
Технико-трасологический анализ — изучение поверхности идола под микроскопом, выполненный М. Г. Жилиным и С. Н. Савченко,
позволил установить набор инструментов, которыми была изготовлена скульптура, выявить приёмы обработкии последовательность их применения.

Но основной сенсацией стало обнаружение на идоле ещё одного нового изображения.
Дендрологический и технико-трасологический анализы доказали, что скульптура была изготовлена из свежесрубленного дерева,
следовательно, даты полученные по древесине, указывают на время изготовления идола.

Таким образом, проведённые исследования доказали, что на сегодняшний день Большой Шигирский идол
является самой крупной и древнейшей монументальной деревянной культовой скульптурой в мире,
выдающимся ключевым артефактом для понимания духовного мира населения каменного века Евразии.

0


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Многокультурная Россия.>>Археология древних культур.