"

Частный Клуб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Кто стырил Ганимеда, или О чём умолчал А.С.Пушкин...>>


Кто стырил Ганимеда, или О чём умолчал А.С.Пушкин...>>

Сообщений 1 страница 63 из 63

1

Намедни на сон грядущий перечитывала прозу
А.С.Пушкина, и вот уже целый день мне не даёт
покоя этот абзац из "Путешествия в Арзрум", хотя
раньше такого не случалось: ущелье и ущелье,
сурово и красиво, Кавказ есть Кавказ...
Ах, ну да! Это то самое ущелье и те самые
ворота к Черноморскому побережью, из-за
которого случилось бодание 08.08.08....
Но и не это сверлило память.

В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост.
Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными
стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не
только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба как
лента синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты
мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение
Ганимеда , странную картину Рембрандта . К тому же и ущелье
освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает
самую подошву скал, и на дороге, в виде плотины, навалены каменья.

Занозой впился в мозг Ганимед Рембрандта,
вот эту картину я никак не могла оживить
в памяти, мысленно пробегаю глазами по
стенам зала Рембрандта в Эрмитаже -- и
не вижу никакого "Ганимеда" !
Пушкин видел, а я не вижу, не помню
и не знаю. Что за чёрт?!

+1

2

Заглянула в каталог, проверила память.
Вот эрмитажная коллекция шедевров Рембрандта на
сей день, включая и Данаю с обвисшим животом
и грязные пятки Блудного сына:
"Портрет ученого" (1631), "Флора" (1634), "Снятие с креста" (1634?), "Жертвоприноше- ние Авраама" (1635), "Даная" (1636), "Портрет Бартье Мартенс" (ок. 1640), "Прощание Давида с Ионафаном" (1642), "Святое семейство" (1645), "Портрет старика в красном" (ок. 1654), "Портрет поэта Иеремиаса де Деккера" (1666), "Возвращение блудного сына" (1665/1669).

Но где же "Ганимед", которого две сотни
лет назад видел и описал А.С.Пушкин ?
И что это за "Ганимед"?

0

3

И всё-таки мы живём в великое время !
Изобретение "мировой паутины" величайшее
изобретение человечества, равное изобретению колеса!
Шляйся по миру в халате и с чашкой кофе, прыгай по
странам мира и по векам-тысячелетиям, не отрывая
зада от кресла.
Я отправилась в экспедицию по поиску "Ганимеда",
страсть как захотелось на него посмотреть.

Вот нашла. Смотрю.

http://rembr.ru/myphology/rembrandt-ganymede.jpg

Спросите меня, где я нашла
этого жирного писающего мальчика ?

0

4

Да, увы, в Дрездене.

И вот загадка: как А.С.П.
смог описать эту картину,
если он её не видел?

0

5

Пока я рыскала в поисках следов
Ганимеда на русской почве (а он
был в России! -- убеждена) нашла
"Иисуса в доме Марии и Марфы"
школы ?) Рембрандта

http://edu.kubannet.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/III.Obchestvennoe_Slujenie/42.CH_VDome_Marii/Christos_v_dome_Marii_i_Marfi_files/image008.jpg

Подарена в 1956г. ГМИИ им. Пушкина последним советским
графом Шереметевым -- Василием Павловичем (1922-1989).

Жизнеописание праправнука графа Николая и
Параши Жемчуговой стоит особой темы, возможно,
и ей когда займёмся.

А пока нас интересует Рембрандт в России,
которого первым привёз из-за моря Пётр Первый,
положив начало моде на него, и не только у нас.

.

0

6

А вот этого "рембрандта" А.С.Пушкин
видел и знал несомненно.

http://www.staratel.com/pictures/rembrant/2/pic23.jpg

Рембрандт Харменс ван Рейн.

Портрет дамы со страусовым пером Время создания: 2 треть 17 в.
Материал: холст Размеры: 99,7 х 82,9 см
Город и место хранения картины:
Вашингтон, Национальная галерея.

Эта "Дама с пером" -- из коллекции князей Юсуповых.
В 1810 князь Николай Борисович приобрёл усадьбу Архангельское под
Москвой, превратив её в образец дворцово-паркового ансамбля.
Собрал большую коллекцию картин (свыше 600 полотен), скульптуры,
произведения прикладного искусства, книг (свыше 20 тыс.), фарфора, основную часть которой разместил в усадьбе.
В Москве Юсупов жил в собственном дворце в Большом Харитоньевском
переулке. В 1801—1803 гг. в одном из флигелей на территории дворца
жила семья Пушкиных, в том числе и маленький Александр Пушкин.
Поэт бывал и у Юсупова в Архангельском, а в 1831 г. Юсупов был
приглашён на торжественный ужин в арбатскую квартиру молодожёнов
Пушкиных.

***Вот у Юсуповых, мне кажется, и надо
искать следы жирного писающего мальчика.

.

0

7

Были ли в то время каталоги - сомневаюсь.

Были обязательно.
Вспомните, чем занимался Казанова
на исходе своей жизни.

Кстати,  1769 году  Екатерина  приобрела  коллекцию 
Генриха фон Брюля, канцлера  Августа  III Саксонского:
четыре полотна Рембрандта и пять – Рубенса, включая
«Пейзаж с радугой», четыре больших пейзажа Якоба
ван Рейсдаля, пять – Адриана ван Остаде, интерьер
Терборха, названный «Получение письма», и 25
картин Филипса Ваувурмана.

.

0

8

Бис  
Литографии?
Просвещенная Россия.

Может...
Тогда надо искать литографию,
которая произвела такое неизгладимое
впечатление на Пушкина, что брызги
от водопадов в Дарьяльском ущелье
напомнили ему писающего в когтях
орла мальчика и летящие брызги
от детской струйки.
Это же какого класса должна
быть литография, а!

Бис 

Существует рисунок,
с которого, возможно, был сделан и опубликован оттиск.

Но у Пушкина есть такие строчки:
"К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе".

Не думаю, что рисунок дал бы такое впечатление.
Да и размер картины 171 x 130 ...

***Да, Бис!
Так есть рисунок ?
Где можно глянуть ?

0

9

Бис
"Похищение Ганимеда" было приобретено предшественником фон Брюля, Riedel Johann Gottfried в 1751 году на Лейпцигской ярмарке, он также приобрел "Сикстинскую мадонну".

http://saebi.isgv.de/biografie/Johan...281691-1755%29

Из литературы известно, что Екатерина приобрела часть коллекции наследников фон Брюля, в т.ч. кабинет графики (который собирал другой специалист А III). Какие-либо подробности - не опубликованы.

Вот оно!
Тепло! Совсем тепло!

Вопрос: почему часть, а не всю целиком ?
Сомневаюсь, что Катя упустила бы такой случай.
А если часть, то куда ушло остальное ?

http://skd-online-collection.skd.museum/imagescreate/image.php?id=537138&type=gross

Какая прелесть!
И как можно было купить эскиз,
но упустить  само полотно?
Невероятно!

***Кстати, Пушкин всё-таки
описывал саму картину маслом,
а не карандашную к ней заготовку.
И любопытно, почему на полотно не
попали фигуры в левом нижнем углу
рисунка ? И вообще, фон на картине
оставляет ощущение недоделанности,
недосказанности...

==============================
История становится всё занимательнее!
Голициных, Юсуповых, Шереметевых
всё-таки не упускаем из виду !

0

10

Бис!

А вам не кажется, как мне,
что младенец и молодец --
это одно и то же лицо ?

http://aria-art.ru/0/V/Verzhbickij%20Anatolij.%20Tvorchestvo%20Rembrandta/7.jpg

http://aria-art.ru/0/V/Verzhbickij%20Anatolij.%20Tvorchestvo%20Rembrandta/8.jpg

http://aria-art.ru/0/V/Verzhbickij%20Anatolij.%20Tvorchestvo%20Rembrandta/9.jpg

И может, не случайно на полотне исчезли
фигуры, которые есть на эскизе ?

http://skd-online-collection.skd.museum/imagescreate/image.php?id=537138&type=gross

Тут какая-то исповедь, а ?

.

0

11

Бис.
След Ганимеда (небольшой хронологический офтоп) - опять Хрущев и Киев

Цитата:
Внутри находился большой плоский ящик, запертый какими-то хитроумными замками. Рядом валялась большая картина в массивной золоченой раме. Бывший художник Волынский рукавом гимнастерки вытер пыль в первом попавшемся месте полотна и… увидел хорошо знакомое лицо. Это был «Автопортрет Рембрандта с женой Саскией». Рядом находились еще одна картина Рембрандта «Похищение Ганимеда», «Спящая Венера» Джорджоне, «Святая Инесса» Рибейры, «Возвращение Дианы с охоты» Рубенса… Небольшие полотна — шедевры «малых голландцев» были свалены дальше в глубине штольни. Всего в каменоломне «T» было около 200 картин. Закрытый ящик увезли в распоряжение батальона. Там оказалась «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Ее нашли 9 мая 1945 года…
http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/vstrechn...v_hh_veke.html

http://inter-focus.de/index.php/ru/k...hdy-spasennaya

https://www.google.be/search?q=%A...aoN8OI8Qe7hoBo

Между тем, стало совершенно ясно, что Екатерина купила б0льшую часть частной коллекции ф. Брюля, которая не имела ничего общего с коллекцией саксонских курфюрстов-польских королей

http://egk.file3.wcms.tu-dresden.de/...menfassung.pdf

http://books.google.be/books?id=cWxA... … mp;f=false

Отредактировано Катя (17-05-2014 14:06:20)

0

12

Бис 
Это был «Автопортрет Рембрандта с женой Саскией». Рядом находились еще одна картина Рембрандта «Похищение Ганимеда», «Спящая Венера» Джорджоне, «Святая Инесса» Рибейры,

Выходит, что таки "Ганимед" был
в России.
Одна печаль, что Пушкин с ним
уже не мог встретиться вновь.

А не подарили ли "Ганимеда" ГДР,
когда возвращали дрезденскую коллекцию
в знак нерушимой дружбы двух стран социализма?
А уж потом "Ганимед" получил саксонский паспорт
и "родословную".

.

0

13

Бис
Остается задать вопрос, был ли Пушкин в Дрездене?

Нет.
Дальше Пскова не отпускали.
Был в Бессарабии, на Кавказе,
за Волгой по следам Пугачёва.
За границу был невыездным.
Почему -- отдельная тема.

0

14

Катя
Ну, вообще-то в то время были широко распространены гравюры с известных картин и нередко с раскраской потом акварелью. Фотографии, к тому же цветной, тогда не было, но хорошие картины всё-таки распространялись. У одних моих родственников есть такая старинная гравюра с "Моны Лизы", но краски почти выцвели, а бумага сильно пожелтела от старости. Пушкин мог видеть и такую гравюру у кого нибудь (они тоже стоили немалых денег)

0

15

"Похищение Ганимеда" было приобретено предшественником фон Брюля, Riedel Johann Gottfried в 1751 году на Лейпцигской ярмарке, он также приобрел "Сикстинскую мадонну".

http://saebi.isgv.de/biografie/Johan...281691-1755)

Из литературы известно, что Екатерина приобрела часть коллекции наследников фон Брюля, в т.ч. кабинет графики (который собирал другой специалист А III). Какие-либо подробности - не опубликованы.

0

16

Катя

У кого ?
В каких каталогах и какого времени
это зафиксировано ?

0

17

Rembrandt van Rijn: Die Entführung des Ganymed

http://ecx.images-amazon.com/images/I/51WT3Hdb85L.jpg

0

18

Итак, книга прочитана.
Это даже не книга, а каталог на 112 страницах к выставке одной картины "Ганимеда" в связи с окончанием последней реставрации картины к 400-летию со дня рождения Рембрандта.

После многочисленных вступлений, уже на 20 странице каталога появляется известный нам рисунок автора тушью (см. выше), с которого, собственно, и начиналась картина.

Далее следуют многочисленные подробные статьи реставраторов, описаны истории предыдущих реставраций, трудности, с которыми столкнулись современные реставраторы.

Но начинать нужно именно с этого рисунка, который - как и сама картина - находится в коллекции Цвингера.

0

19

В самом деле, как выяснилось в процессе реставрации, после снятия верхних слоев лака, присутствующие в нижнем левом углу мужская и женская фигуры были редуцированы Рембрандтом на картине до одной женской фигуры на фоне арки. При чем пропорции мелко выдержанных фигуры и арки служат, скорее, композиционным целям, чтобы продемонстрировать удаленность летящего в небе орла и Ганимеда. Дальнейшее значение этих компонентов пока еще не изучено, хотя подчеркивается их несколько юмористический характер изображения.

http://sb.uploads.ru/t/WLHQn.png

+1

20

Подпись на картине в оригинальном состоянии

http://sb.uploads.ru/t/6u0OK.png

0

21

Уже в 1762 году в книге "Betrachtungen über die Mahlerey" Х.-Л. ф. Хагендорна появилось первое письменное упоминание и "критический разбор" картины Рембрандта "Похищение Ганимеда"

http://sa.uploads.ru/t/0Hz67.png

Далее в каталоге упоминается 2-томное собрание гравюр Галереи, выпущенное в 1753 и 1757 годах под названием "Recueil d´Estampes d´après les plus célèbres Tableaux de la Galerie Royale de Dresde"

http://sa.uploads.ru/t/AyliR.png

и 3-ий том этого собрания, вышедший в 1801 году, где была также опубликована гравюра другого автора интересующей нас картины

http://sb.uploads.ru/t/mQ9IO.png

0

22

Теперь вернемся к "нашим баранам"

Пушкин не был знаком с оригиналом картины, т.к. сама картина не отправлялась на "гастроли" во времена Пушкина, а Пушкин не имел возможности выезда в Европу.
Можно исходить из того, что он видел другие картины Рембрандта, находящиеся в России, был знаком с манерой и философией его письма.
Был также знаком с приведенными выше гравюрами, а остальное, в том, что касается "Похищения Ганимеда" - сам домыслил в красках.

:)

0

23

bis написал(а):

Был также знаком с приведенными выше гравюрами, а остальное, в том, что касается "Похищения Ганимеда" - сам домыслил в красках.

Я выше писал - такие гравюры нередко раскрашивались акварелью в цвета оригинала.

А гравюры (одна минимум) были

bis написал(а):

и 3-ий том этого собрания, вышедший в 1801 году, где была также опубликована гравюра другого автора интересующей нас картины

http://sb.uploads.ru/t/mQ9IO.png

0

24

Сергей Ильвовский написал(а):

Я выше писал - такие гравюры нередко раскрашивались акварелью в цвета оригинала

Да, такое было, но в данном случае - нерелевантно, т.к. в литературе не упоминается.

0

25

bis,
спасибо.
буду думать.
вопросы, конечно, есть.

.

0

26

bis написал(а):
Сергей Ильвовский написал(а):

Я выше писал - такие гравюры нередко раскрашивались акварелью в цвета оригинала

Да, такое было, но в данном случае - нерелевантно, т.к. в литературе не упоминается.

В общем - да. Но если присмотреться к цитате повнимательнее, то видно, что Пушкин писал об освещении, а не о цвете.

М.б. он именно освещённость ущелья имел в виду?

0

27

Сергей Ильвовский написал(а):

Но если присмотреться к цитате повнимательнее, то видно, что Пушкин писол об освещении

У Рембрандта почти на всех картинах своего рода "освещение", т.н. игра световых оттенков на темном фоне - одна из отличительных черт его живописи и введенной тогда им моды.

0

28

bis написал(а):
Сергей Ильвовский написал(а):

Но если присмотреться к цитате повнимательнее, то видно, что Пушкин писол об освещении

У Рембрандта почти на всех картинах своего рода "освещение", т.н. игра световых оттенков на темном фоне - одна из отличительных черт его живописи и введенной тогда им моды.

Вспомнилась история с картиной "Ночной дозор". Когда её однажды отреставрировали, то оказалось, что дело-то происходит как раз ярким солнечным днём - изображён караул горожан в каком-то здании (Ратуша?). Всё вокруг в очень тёмных тонах, а на эту группу падает луч солнечного света сверху-сбоку (из какого-то окна)

http://s16.radikal.ru/i191/1301/90/ec27a7caaa58.jpg

Просто картина до этого никогда не реставрировалась, лак потемнел и различимы были только эти освещённые фигуры.

0

29

bis написал(а):

Rembrandt van Rijn: Die Entführung des Ganymed

http://ecx.images-amazon.com/images/I/51WT3Hdb85L.jpg

Извините за оффтоп, а вам это лицо на картине не напоминает морду жида Порошенко? :question:

0

30

Padre написал(а):

Извините за оффтоп, а вам это лицо на картине не напоминает морду жида Порошенко?

Хотите сказать, что Порошенко благородных кровей?   http://www.kolobok.us/smiles/standart/yahoo.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/laugh1.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/yahoo.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/laugh1.gif

0

31

bis написал(а):

Хотите сказать, что Порошенко благородных кровей?

Скорее лицо на картине кровей жидовских...  http://www.kolobok.us/smiles/standart/rofl.gif

0

32

Padre написал(а):

Извините за оффтоп, а вам это лицо на картине не напоминает морду жида Порошенко?

Не, это портрет умершего первого
сына Рембрандта и Саскии, схожий,
как две капли воды, с родным папой.

А те две фигуры под аркой -- родители,
у которых смерть, хищная птица, вырвала
любимое дитя.

***Интересно, когда и кто
назвал эту картину "Ганимедом" ?
Всё-таки, Ганимед не был младенцем,
а вполне соблазнительным для утех
отроком.
.

0

33

Катя написал(а):

Не, это портрет умершего первого
сына Рембрандта и Саскии, схожий,
как две капли воды, с родным папой.

Да никто не спорит с тем, что это портрет умершего первого сына Рембрандта и Саскии.

Я лишь нахожу сходство ребенка на портрете с мордой лица жида Порошенко.
Несомненно, что в детском возрасте Порошенко был сильно похож на этого ребенка.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если учесть тот факт, что художник поддерживал теснейшие отношения с амстердамской еврейской общиной и написал тучу портретов евреев.
Говорят, что почти треть картин Рембрандта имеет те и ли иные «еврейские корни».
Да и на счет самого Рембрандта существуют неоднозначные мнения.
Одни утверждают, что Рембрандт был крещеным евреем, другие, что наоборот, он перешел в иудаизм.
Так что ничего удивительного в этом сходстве я не вижу.
Тут дело житейское.
По молодости Рембрандт мог запросто согрешить с какими-нибудь еврейскими натурщицами. http://s42.radikal.ru/i096/0905/fe/52edeab55a3b.gif

Вот вам картинка для сравнения. Тип лица очень похож.

http://f5.s.qip.ru/X3XjkZzi.jpg

0

34

Padre написал(а):

Вот вам картинка для сравнения. Тип лица очень похож.

А чо?
На самом деле, похож, куда ни кинь.

0

35

Спустя ТРИ года, можно с уверенностью сказать: Ну, мы тут наворотили совместными усилиями!

Чудесное было время.
Сей же час приступаю к "Путешествию в Арзрум",
после того, как совсем недавно было прочитано мною на
сон грядущий многое из "нашего всего".

Надо сказать - успокаивает и умиротворяет.

0

36

bis написал(а):

Ну, мы тут наворотили совместными усилиями!

Но кто же стырил и когда Ганимеда ?
Может, уже в 20-м веке, когда Россию
грабили все, кому не лень, включая и
бежавшую высокопородную челядь ?

***Я остаюсь при мнении, что
Пушкин лицезрел оригинал.

0

37

Так, к слову.
Музей на Волхонке и передаваемые ГДР картины.
Фильм 1955 года, чем и интересен во многих аспектах.
Так сказать, "а ля натюрель".


https://www.youtube.com/watch?v=FltmiTvnonY

0

38

Катя написал(а):

***Я остаюсь при мнении, что
Пушкин лицезрел оригинал.

Кажется, я нашел разгадку тому, что искомого нами Ганимеда,
по крайней мере, в эпоху Пушкина и до нее, никто, кроме Зевса, не тырил.

Перечитывая "Путешествие в Арзрум" А.С.П., я споткнулся об один абзац в тексте,
который автор закамуфлировал до такой степени, что МНЕ стало не понятно, "кто на ком лежал".
Перечитал этот абзац несколько раз и так и остался в недоумении.

Тогда я пошел по этому следу .....

(продолжение следует)

0

39

Вот этот абзац, о котором шла речь выше:

В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба как лента синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге, в виде плотины, навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через реку. На нем стоишь как на мельнице. Мостик весь так и трясется, а Терек шумит, как колеса, движущие жернов. Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя свое ущелию: сказка. Дариал на древнем персидском языке значит ворота. По свидетельству Плиния, Кавказские врата, ошибочно называемые Каспийскими, находились здесь. Ущелье замкнуто было настоящими воротами, деревянными, окованными железом. Под ними, пишет Плиний, течет река Дириодорис. Тут была воздвигнута и крепость для удержания набегов диких племен; и проч. Смотрите путешествие графа И. Потоцкого, коего ученые изыскания столь же занимательны, как и испанские романы.

В котором АСП приводит слова "одного" (другого) "путешественника", но не выделяет их как цитату.
Однако в конце абзаца АСП указал имя этого путешественника - граф И. Потоцкий - возможного автора наблюдений, приведенных в этом абзаце.

Итак, смотрим, кем же был граф И. Потоцкий, был ли он в Европе, мог ли он видеть картину Рембрандта в Дрездене (или в еще более ранних коллекциях)?

...

+1

40

bis написал(а):

В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник,

Браво, Бис!
Я пропустила эту строчку при цитировании,
но зато...!

http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

0

41

Бис, вам маленький презент на три часа.
За стыренного Ганимеда.
:))


https://www.youtube.com/watch?v=QuWAbSaAvR4

0

42

Катя написал(а):

Бис, вам маленький презент на три часа.
За стыренного Ганимеда.

Катя,
большое спасибо, но я еще не закончил :(

0

43

Итак, выяснилось, что граф И. Потоцкий, на самом деле, учился и долго жил в Швейцарии, Германии и пр. заграницах, был высокообразованным человеком, специалистом по истории славян и пр.
Кроме того - путешественником, в т.ч. в Астрахань и на Кавказ, о чем свидетельствует следующее
(наиболее полная информация о графе содержится в академической справке, ссылки на которую приведены ниже):

С 1797 года начинается новый период в жизни графа Потоцкого — период путешествий по России. Желая проверить повествования Геродота и других старинных писателей о Скифии, П. предпринял в 1798 году путешествие с научной целью на Кавказ, где провел целый год, производя исследования и этнографические наблюдения над племенами ногайских и астраханских татар, калмыков, чеченцев и осетин. Описание этого путешествия долгое время было неизвестно, так как попало в библиотеку Философского общества в Филадельфии, но многочисленные копии с него ходили по рукам, и одна из них была напечатана Булгариным в "Северном Архиве" 1828 года (№ 1, стр. 61—87). Это замечательное произведение Потоцкого известно под заглавием: "Voyage dans les steps d'Astrakhan et du Caucase. Histoire primitive des peuples, qui ont habité anciennement ces contrées" и было издано полностью немецким ученым Клапротом в 1829 году.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/103607/Потоцкий#sel=

0

44

Параллельно к этому, в инете нашлись ссылки на книгу М.О. Гершензона "Статьи о Пушкине", изданную в 1926 году,
в которой автор-пушкинист пишет следующее опять же по этому абзацу, ссылаясь, в то же время, на записки Пушкина:

http://s8.uploads.ru/h0kNQ.jpg
http://s1.uploads.ru/3znPL.jpg

https://books.google.be/books?id=eh94BAAAQBAJ&pg=PA56&lpg=PA56&dq=Здесь так узко, так узко, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту.&source=bl&ots=v_ZSVawLV4&sig=KDszX6Wubiz__S9ku-s8ymp_d1s&hl=de&sa=X&ved=0ahUKEwie-cuo0djUAhXCXRQKHYYFAUYQ6AEILTAB#v=onepage&q=Здесь так узко, так узко, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту.&f=false

Т.е. "наше все", возможно, сам "стырил" Ганимеда.

0

45

Нашлась также информация о коллекции Алексея Романовича Томилова, которая после революции оказалась в Русском музее и, частично, в Эрмитаже.
Но здесь шла речь о наиболее полном собрании офортов Рембрандта в России, а также о том, что

Из воспоминаний Философовых, родственников и соседей Томилова, известно и о желании Пушкина познакомиться с коллекцией офортов Рембрандта.

http://lermontov-slovar.ru/friends/TOMI … ovich.html

....

0

46

bis написал(а):

Т.е. "наше все", возможно, сам "стырил" Ганимеда.

У Яна Потоцкого -- точно.
При этом ещё и куснул автора "испанских романов",
оправдывая малоприятный свой характер и мнение
о себе современников.

:))

0

47

Осталось подвести итоги.

Полотно Рембрандта попало в Дрезден вместе с другими "лучшими" полотнами задолго до рождения АСП из коллекции обанкротившегося герцога Франческо III. из Модены.
В августе 1746 года приобретенные произведения искусства поступили в Дрезден.

Об этом также имеется информация в Интернете по ссылке:

http://www.dresden-und-sachsen.de/dresd … alerie.htm

Предположительно, АСП мог видеть только офорты с картин Рембрандта, но, как выяснилось, среди известных нам офортов нет оттиска с картины "Похищение Ганимеда" (см. следующую ссылку)

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_e … _Rembrandt

Как мы выяснили выше, "наше все" слегка сплагиатило описание путешествия в Арзрум, особенно в той части, где упоминается наш Ганимед.
Если исходить из того, что А.С. Пушкин за границами России не был, есть все основания полагать, что он не мог видеть в оригинале полотно Ребмбрандта "Похищение Ганимеда".

Ваш бис :)

0

48

Да, забыл еще показать:
тема уринирующих персонажей обоих полов, похоже, сильно занимала Рембрандта :)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d4/B190_Rembrandt.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/B191_Rembrandt.jpg/800px-B191_Rembrandt.jpg

0

49

bis написал(а):

Да, забыл еще показать:
тема уринирующих персонажей обоих полов, похоже, сильно занимала Рембрандта

С Ганимедом другая заноза.
Можно предположить с почти
стопроцентной уверенностью, что
персонаж списан с недавно умершего
двухлетнего сына художника.
Странно, что покинувший землю
младенец взят не ангелами в рай,
а на Олимп для утех Громовержца,
точнее папаша его туда отправил
своей кистью.

bis написал(а):

Если исходить из того, что А.С. Пушкин за границами России не был, есть все основания полагать, что он не мог видеть в оригинале полотно Ребмбрандта "Похищение Ганимеда".

А где и какую мадонну он видел и
сравнивал с ней свою жену ?

:)))

0

50

Катя написал(а):

С Ганимедом другая заноза.
Можно предположить с почти
стопроцентной уверенностью, что
персонаж списан с недавно умершего
двухлетнего сына художника.
Странно, что покинувший землю
младенец взят не ангелами в рай,
а на Олимп для утех Громовержца,
точнее папаша его туда отправил
своей кистью.

Там много перверсий личного порядка
или веяния времени?

Катя написал(а):

А где и какую мадонну он видел и
сравнивал с ней свою жену ?

Не знаю, о чем Вы?

0

51

bis написал(а):

Не знаю, о чем Вы?

Об этом.

Мадонна
Сонет
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
-----------------------------------------------------
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный...

Наше всё.
Отражение чужого отражения,
а проще -- ощипывание собратьев по перу.

РАФАЭЛЕВА "МАДОННА"

(Из письма о Дрезденской галерее)

 
   Я смотрел на нее несколько раз; но видел ее только однажды так, как мне было надобно. В первое мое посещение я даже не захотел подойти к ней; я увидел ее издали, увидел, что пред нею торчала какая-то фигурка, с пудреною головою, что эта проклятая фигурка еще держала в своей дерзкой руке кисть и беспощадно ругалась над великою душою Рафаэля, которая вся в этом чудесном творении.
...Я описываю ее вам, как совершенно для вас неизвестную. Вы не имеете о ней никакого понятия, видевши ее только в списках или в Миллеровом эстампе. Не видав оригинала, я хотел купить себе в Дрездене этот эстамп; но, увидев, не захотел и посмотреть на него: он, можно сказать, оскорбляет святыню воспоминания. Час, который провел я перед этою "Мадонною", принадлежит к счастливым часам жизни, если счастием должно почитать наслаждение самим собою.

Но это Василий Жуковский, 1824 год.

Отредактировано Катя (03-07-2017 07:35:20)

0

52

Кстати, другое "наше всё" тоже из Дрездена
после характеристики немцев:

Что за тупой, за пошлый народ немцы – святители!
У них в жилах течет не кровь, а густой осадок скверного напитка,
известного под именем пива, которое они лупят и наяривают без меры.

и  о "Мадонне" пачканул:

Был я в Дрезденской галерее и видел Мадонну Рафаэля.
Что за чепуху писали о ней романтики, особенно  Жуковский !
По-моему, в ее лице так же нет ничего романтического, как и
классического. Это не мать христианского бога; это аристо=
кратическая женщина, дочь царя, idêal sublime du comme il faut.

Это Виссарион Белинский, демократ и либерал.
Впрочем, в Дрезден привлёк нашего эстета вовсе не Рафаэль,
а более важные дела:

В Дрездене мы остановились по следующим причинам: Анненков давно не был в галерее, а я – шить белье. Ты очень кстати упомянула в одном из твоих писем об этом предмете. Я как-то сказал Ан<ненко>ву, что думаю сделать себе белья в Париже. – «Зачем же в Париже?» – «Да где же? ведь там оно дешево». – «Дешевле, чем в России, и дороже, чем где-нибудь». – «Так где же надо шить белье?» – «Разумеется, или в Дрездене, или в Брюсселе; но в Дрездене всего лучше, и я сам там шил себе белье». – Дюжину рубах взялись мне сшить в три дня. Принесли нам кусков десять полотна. Цены: три, пять и шесть талеров за рубашку, с полотном и работою. Мы выбрали голландского полотна по 6 талеров. Анненков говорит, что тоньше стыдно и носить белье. Было тут саксонское полотно, еще тоньше того голландского, которое я выбрал. Цена тоже 6 талеров; но саксонское далеко уступает в прочности голландскому. Мы приехали в Дрезден в пятницу, часов в 12 утра, и если сегодня принесут мне рубашки, как обещались, то завтра едем из Дрездена.
Ты писала, что в Питере, у Юнкера, штука порядочного голландского полотна стоит 50 р. сер., да за работу 20, итого 245 асс. Но, во-1-х, Анненков сильно сомневается, чтобы из куска могла выйти дюжина рубах; во-2-х, мы выбрали себе кусок не порядочного, а превосходного голландского полотна; а в-3-х, всё это мне будет стоить не 245, а всего только 200 с небольшим р. асс. на наши деньги. 12 рубах по шести талеров, это составит 72 талера, или 234 рубля асс. на наши деньги; да Анн<енков> уторговал от общего счета 10 талеров, почему и вышло всего 62 талера, или 201 рубль с полтиною.
Из Дрездена мы едем на Веймар и Эрфурт по железной дороге. Эрфуртом железная дорога прекращается, и нам придется до Франкфурта-на-Майне ехать суток двое с половиною, а может быть, и трое в дилижансе; зато из Франкфурта до самого Парижа уже ни одной версты не проедем на лошадях, а всё или по железной дороге, или на пароходе по Рейну. Через Брюссель проедем в Париж.

Весьма занятное чтение, однако.

"Письма (1841–1848)" В. Г. Белинского

Отредактировано Катя (03-07-2017 09:02:02)

+1

53

Кстати, почему "наши всё" падают в обморок
уже третий век от "Мадонны" в Дрездене,
но ни звуком -- об эрмитажной ?

https://www.spb-guide.ru/img/8037/118331.jpg

Синдром толпы ?

:)))

Которого не избежали и наши "самые-самые":

http://wanderings-online.xxmgzkls6c.maxcdn-edge.com/wp-content/uploads/2016/11/Literaturno-memorialnyj-muzej-Dostoevskogo-na-Kuznechnom-pereulke-SPB.Kabinet.jpg
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке (Санкт-Петербург)

http://wanderings-online.xxmgzkls6c.maxcdn-edge.com/wp-content/uploads/2016/11/Kabinet-TOlstogo-v-YAsnoj-polyane-1024x683.jpg
Ясная поляна. Кабинет Л.Н. Толстого. На стене расположены фрагменты «Сикстинской мадонны»

***Кстати, "властителей дум" до 1852 года
просто не пускали в Эрмитаж, а потому, возможно,
не было копий и эстампов с его коллекции.
Ездили в Европы за прекрасным, как, впрочем,
и сегодня. У соседа за забором яблоки румянее.

Отредактировано Катя (03-07-2017 08:47:28)

0

54

bis написал(а):

В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба как лента синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге, в виде плотины, навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через реку. На нем стоишь как на мельнице. Мостик весь так и трясется, а Терек шумит, как колеса, движущие жернов. Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости.

Сравним описание с живой картиной.
Как бы так не случилось, что и самого
путешествия в Арзрум не было.


https://www.youtube.com/watch?v=Au51PTWM75M


https://www.youtube.com/watch?v=OKPY0Xb-hFM

С "нашего всё" всё может статься.

:)))

Отредактировано Катя (17-07-2017 01:05:34)

0

55


https://www.youtube.com/watch?v=qu-iAxqUNd0

https://www.youtube.com/watch?v=kr0OnsgIqPQ

0

56

Бис! Нашла!
То место, что подходит
под стыренное у Яна Потоцкого описание.
"Ганимедов" пейзажик, кажись.


https://www.youtube.com/watch?v=QQQpP5p6O9I

***Странно, что у "нашего всё" не нашлось
собственных слов для описания увиденного
собственными глазами.

:)))

Отредактировано Катя (17-07-2017 12:18:48)

0

57

Катя написал(а):

Как бы так не случилось, что и самого
путешествия в Арзрум не было.

Во-во! У меня уже тоже была такая мысль!

0

58

Классно размялись, дорогой Бис, а !

:jumping:

+1

59

Катя написал(а):

Классно размялись, дорогой Бис, а !

Это уж точно!  :flag:

0

60

Почетным гостем антикварного салона TEFAF 2019 в Маастрихте стала Государственная Дрезденская галерея.
Наряду с другими произведениями коллекции, там был выставлен "наш" Ганимед.

http://s9.uploads.ru/SzEpD.jpg

https://www1.wdr.de/nachrichten/rheinla … e-102.html

Ну, а более лучшее изображение привожу здесь:

http://sd.uploads.ru/ON4CV.jpg

https://www.nytimes.com/2019/03/14/arts … tefaf.html

0

61

bis написал(а):

Почетным гостем антикварного салона TEFAF 2019 в Маастрихте стала Государственная Дрезденская галерея.

Слава Богу, все нашлись и дома.
:)))

0

62

Катя

Небольшие творческие паузы - очень полезны!

0

63

Катя написал(а):

Пушкин видел

Не Пушкин видел, а тот, на кого
он сослался:

Пушкин написал(а):

Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не
только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба как
лента синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты
мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение
Ганимеда , странную картину Рембрандта .

Но темка получилась классная.
:)))

0


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Кто стырил Ганимеда, или О чём умолчал А.С.Пушкин...>>