Певец напротив Кремля. — Коварная троцкистка. — "И сокрушить Навуходоносора". — Сценический учитель. — Скандальная премьера. — Вагнер и евреи. — Урок мейстерзингерам.

Лозунг "Мир, труд, май!" несколько устарел, поскольку для первой декады мая характерно всеобщее dolce far niente. Граждане, не выключая верховных политиков, предаются неге, и разве что особо трудолюбивые находят в себе силы на занятия дачными земледельческими трудами либо на занятия трудами географическими — в Египте, Турции и прочих partibus infidelium.

Это, с одной стороны, порождает информационное затишье, ибо количество глупостей, производимых политиками, снижается почти до нуля. Все мудрецы, пока спят. Когда мирно отдыхают — тоже. С другой стороны, это дает возможность особо честолюбивым гражданам обратить на себе благосклонное внимание сограждан — ведь конкурентов почитай, что нет, и сделаться львом настоящей минуты куда проще.

Поняв, что наступил его час, журналист и борец О. В. Кашин решил поразить оппозиционное собрание, выступив с пением, причем даже без аккомпанемента. Ария, исполненная лишенным приятности голосом, произвела на публику чаемое действие: певец совершенно прославился, и все увлеченно обсуждали, была вызвана охота к пению действием веществ или О. В. Кашин относится к числу тех, кто не нуждается в продажной дури — скорее к числу певчих, которые немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут и все с примерным поведеньем.

История предшествующих случаев внезапной музыкальной агитации показывает, что вещества, как средство укрепить голос и слух, и вправду не обязательны. В 2002 г. во время кампании по выборам президента Франции престарелая троцкистка Арлетт Лагийе поступила подобным же образом, в ходе своей телеагитации запев "Интернационал". Телеагитируемые выслушали, как "Il n'est pas de sauveurs suprêmes // Ni Dieu, ni César, ni tribun", а после первого тура социалисты ругательски ругали троцкистку, ибо ее песня сбылась с поразительной точностью, и никто не дал им избавленья — старушка Арлетт набрала свои 2%, которых как раз не хватило кандидату-социалисту Жоспену, чтобы выйти во второй тур.

Но случай с мужественным журналистом был совершенно иной. О. В. Кашин своим пением не дробил голоса, а напротив — призывал всех объединиться с А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, А. И. Солженицыным и Е. Ф. Летовым, чтобы совместно сокрушить Навуходоносора.

Митинг 6 мая не только предоставил всем желающим возможность увидеть и услышать, как журналист меняет профессию, представая перед публикой московским мейстерзингером, но и поставил всех интересующий вопрос: является ли поразительная выверенность голоса, пластики, жеста, сценического движения, продемонстрированная кумиром собрания киберактивистом А. А. Навальным чистым даром богов, или же тут прошлась рука мастера, чтобы огранить артистический талант киберактивиста. Примерно как в период восхождения к власти вождя германской нации уроки сценического мастерства ему давал оперный тенор Пауль Девриен. Именно благодаря его урокам фюрер усовершенствовался в своем явлении народу и приобрел, натурально, электрическое воздействие на аудиторию.

К сожалению, тут вопрос глубоко интимный, так что мы узнаем, брал ли А. А. Навальный уроки у какого-нибудь знаменитого тенора, а если брал, то у какого именно, лишь после его схождения с исторической сцены — в жанре "Теперь об этом можно рассказать".

Впрочем, оперное искусство проделало с 20-30-х гг. большую эволюцию, и непонятно, может ли теперь честолюбивый политик выучиться у оперных мастеров чему-нибудь полезному. В Дюссельдорфской опере при постановке "Тангейзера" случился немалый соблазн, приведший к снятию оперы с репертуара. Согласно замыслу режиссера Б. Косминского, действие оперы было перенесено из XIII в. — Грот Венеры, зачаровавшей Тангейзера, замок в Вартбурге, где ландграф руководит смотром художественной самодеятельности, т. е. состязанием мейстерзингеров etc. — в середину века XX-го, в немецкий концлагерь, где охранник Тангейзер уничтожает евреев.

Собственно, в том и суть современной рутины на оперных подмостках, чтобы переиначить классическое либретто максимально несообразным способом, причем Германия давно уже держит канон этой рутины. Немцы говорят: "Welche Scheisse!", но обладая характером выдержанным и нордическим, мужественно терпят. Несколько лет назад в Байрейте нюрнбергские мейстерзингеры, не выключая и почтенного отца семейства сапожника Ганса Сакса, по режиссерскому замыслу предстали перед публикой совершенно в натуре, но дисциплинированные немцы снесли и это. Так что режиссер Косминский творил свой замысел строго по канону, но тут случилось нежданное. Евреи Дюссельдорфа оказались чужды биению современной творческой мысли и решительно восстали против дегенеративного оперного искусства. Зоологический антисемит Вагнер весьма бы удивился тому, что единственными, кто защитил его "Тангейзера" от рутины на оперных подмостках, оказались евреи, но "Есть много на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".

Во всяком случае, вздумай О. В. Кашин с А. А. Навальным брать уроки сценического мастерства, им следует всячески избегать услуг немецких оперных режиссеров. Движимые рутиной, они представят московских мейстерзингеров и кемпферов в таком виде, что мама родная не узнает, а если даже и узнает, то будет чрезвычайно смущена.

http://m.expert.ru/2013/05/11/4v--10v/