Обучение немецких детей на территории Калининградской области в 1946–1947 учебном году
Калининградская область имеет особое географическое положение и историческое прошлое. До 1945 г. ее территория относилась к немецким владениям. 7 апреля 1946 г. в составе Российской Федерации была образована Кенигсбергская область, переименованная в июле того же года в Калининградскую.

«Отчет Калининградского отдела народного образования о работе школ области в 1946–1947 учебном году» (Государственный архив Калининградской области (ГАКО), ф.462, оп.2, д.4, с.82–86) свидетельствует об огромных трудностях и значительной работе, которая была проведена для создания на разрушенной войной земле системы образования. Значительный интерес при этом представляет история становления не только образовательных учреждений для русского населения, но и школ для немецких детей.

В 1946–1947 учебном году в Калининградской области были организованы школы для немецких детей. Отделом народного образования области были поставлены следующие задачи: создать учебно-материальную базу для обеспечения учебного процесса, осуществить всеобщее обучение немецких детей, подготовить кадры, способные преподавать в данных школах, обеспечить контроль за деятельностью учителей.

При Калининградском ОблОНО были организованы месячные курсы, на которых прошли подготовку 150 будущих учителей. Программы обучения были переведены с русского на немецкий язык и разосланы по школам. Программа по родному языку была составлена на основании берлинской школьной программы. Учебный год в немецких школах начался с опозданием на 2–2,5 месяца по причине недостаточной подготовки школьных зданий. Занятия в школах проходили в сложных условиях: запаса топлива на зиму не было, в классах было очень холодно, занятия проводились в две смены, школьной мебели было недостаточно. И все же осенью 1946 г. 44 немецкие школы, из которых 8 семилетних и 36 начальных, с контингентом учащихся 4927 человек начали свою работу.

В конце первого полугодия две начальные школы объединились в одну по причине малочисленности учащихся, к концу учебного года учащихся было 3420 человек. Уменьшение численности учащихся было связано с болезнями детей, отсутствием продуктовых и хлебных карточек, трудным материальным положением, отъездом отдельных семей. Предпринятые отделом народного образования меры (снабжение учащихся продовольственными карточками и ордерами на промтовары, беседы учителей с родителями о необходимости посещения школы) должного результата не принесли.

Снизилась общая успеваемость: из 3420 учеников были переведены в следующие классы 2569 человек, 594 — оставлены на второй год и 255 имели осенние испытания. Причинами неуспеваемости, кроме вышеперечисленных, являлось и то, что некоторые дети определенное время не обучались в школе и были приняты в классы без соответствующих документов на основании устных справок детей об их возрасте; следует учитывать и то, что учащиеся бывших немецких школ по уровню обучения отставали на год от русских детей.

В школах обучение велось на немецком языке, преподавались все учебные предметы, за исключением географии, истории, конституции, иностранного языка (французского или английского) и литературы по причине отсутствия педагогических кадров, владеющих немецким языком, а также из-за отсутствия учебников. Ученики 5–7 классов были обеспечены учебниками только по точным наукам, учебников по ботанике, родному языку не было. При изучении русского языка пользовались русскими букварями, которые не соответствовали учебникам для нерусских школ и затрудняли обучение. В 1–4 классах учебники вообще отсутствовали, поэтому пользовались учебниками по немецкому языку для 3-го класса русских школ. Постоянное использование этого учебника приводило к тому, что дети знали его наизусть, и он их переставал интересовать. Задачи по арифметике учителя составляли сами; в основном на уроках занимались счетом. Наглядные пособия изготовлялись самими учителями и учащимися, но применялись очень редко. При некоторых школах были библиотеки-передвижки, с небольшим количеством литературы.

Программный материал в 1946–1947 учебном году, несмотря на многочисленные трудности, был выполнен. На основании инструкции, переведенной на немецкий язык и разосланной по школам, с 20 мая во всех школах были проведены экзамены и испытания. Инспекторами немецких школ при ОблОНО были составлены билеты и письменные работы. Результаты экзаменов оказались удовлетворительными. Были выявлены недостатки в преподавании: недостаточная квалификация и уровень знаний самих учителей, слабое владение немецким языком, отсутствие методической литературы.

В школах для немецких детей проводилась воспитательная работа. Изучались правила поведения учащихся, переведенные на немецкий язык. В праздничные дни проводились различные мероприятия, беседы, утренники. Все ученики знали наизусть и пели по-немецки «Гимн Советского Союза». Еженедельно проводились классные собрания по вопросам успеваемости, посещаемости и поведения, демонстрировались и обсуждались кинофильмы, проводилось коллективное чтение газет, большинство школ выписывало немецкую газету «Neue Zeit», которая издавалась в Калининграде. На летний период составлялся план мероприятий и работы в совхозах, проводилась подготовка к осенним испытаниям.

Контроль за работой школ со стороны РайОНО и директоров школ был неудовлетворительный, так как инспектора и завшколами не знали немецкого языка.

Таким образом, на начальном этапе становления образования в Калининградской области создавались школы для детей немецкого населения. Эти учебные заведения функционировали до отправки немецкого населения в Германию.

И.Ф.Сюбарева,
сотрудник Научной библиотеки
Калининградского государственного университета

(Вопросы истории. 2002. №6. С.169-170)