«Специалисты, участвующие в расследовании катастрофы летевшего в Сирию военного лайнера Ту-154 25 декабря 2016 года в Сочи, пришли к выводу, что самолет был перегружен: вместо нормативных 98 тонн взлетный вес составлял более 110 тонн. При этом экипаж о перегрузке осведомлен не был и взлетал, исходя из допустимого взлетного веса пилотируемой машины», - говорится в материале.
Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря. В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 тоннами топлива составил 99,6 тонны. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 тонны было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем, пишет издание.
В Адлере из самолета никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму – в его баках было 35,6 тонны топлива, поясняется в материале.
Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 метров в секунду вместо обычных 12-15 метров в секунду. В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды, отмечается в публикации.
В статье подчеркивается, что до момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха 5 градусов выше нуля, влажность 76%, давление 763 миллиметра ртутного столба, боковой ветер 5 метров в секунду. Опасных метеоявлений не наблюдалось.
Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а, следовательно, и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива. Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском. Возможно, на борт поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу. Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 тонн, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен, говорится в материале.
Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако высоты не хватило, поясняется в исследовании.
Военно-транспортный самолет Ту-154 Минобороны РФ 25 декабря прошлого года при вылете из Сочи упал в Черное море. Все находившиеся на борту 92 человека – 84 пассажира и 8 членов экипажа – погибли. Среди пассажиров были участники Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, которые должны были принять участие в концертах в расположении российских военных в Сирии, а также основавшая фонд «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза). Кроме того, на борту находились съемочные группы Первого канала, НТВ и «Звезды».