"

Частный Клуб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Палехские беседы с Фёклой.


Палехские беседы с Фёклой.

Сообщений 561 страница 630 из 941

561

Николай Голиков в центре. После фронта его отправили на балтийский флот, г. Пиллау - бывшая немецкая военно-морская база. Здесь он прослужил еще шесть лет. http://s51.radikal.ru/i133/1003/e3/c4b03cca6480.jpg

0

562

Иван Голиков и Иван Баканов - одни из опытнейших мастеров палехского искусства. http://i062.radikal.ru/1003/2f/7beab5e960b0.jpg В Москве

+1

563

Иван Голиков за работой над декорациями http://s57.radikal.ru/i157/1003/db/779c3485d419.jpg

0

564

Американский художник Роккуэл Кент с супругой в Палехе. 50-60-е годы прошлого столетияhttp://s005.radikal.ru/i210/1003/d6/7d49f834109f.jpg В Крестовоздвиженском храме села Палех.

Отредактировано фёкла (22-03-2010 17:46:15)

0

565

Николай Голиков за работой над холстом. Начало 60-х годов прошлого столетия. Художественные мастерские. http://s57.radikal.ru/i157/1003/2a/2c2f4ad0c8c8.jpg

0

566

Николай Голиков у своего шедевра. Лаковое панно "Руслан и Людмила."  Находится в Детском музыкальном театре  им. Н. Сац в Москве на проспекте Вернадского.
http://s002.radikal.ru/i197/1003/db/eefb98ffa3d5.jpg

0

567

фёкла написал(а):

Иван Голиков и Иван Баканов - одни из опытнейших мастеров палехского искусства. http://i062.radikal.ru/1003/2f/7beab5e960b0.jpg В Москве

Фёкла, какой год?
И что за здание?
Храм?
Какой?
Как, вообще, художники относились
к вере, церкви...

0

568

фёкла написал(а):

Николай Голиков у своего шедевра. Лаковое панно "Руслан и Людмила."  Находится в Детском музыкальном театре  им. Н. Сац в Москве на проспекте Вернадского.

комментарий на статью Кочетовой

        [info]yrgens
        December 17th, 2009

    Уважаемый господин редактор газеты «Призыв»!
    Прошу Вас оказать содействие в публикации наших небольших замечаний по ранее напечатанному Вами тексту.
    С уважением, Карпенков Василий Николаевич.

    P.S. В случае невозможности печати, прошу меня своевременно уведомить.

    В эти юбилейные и драматичные для палехского искусства дни получил с оказией от моих знакомых из Москвы районную газету села Палех «Призыв» от 8 декабря 2009 года. В ней опубликована статья директора «Товарищества Палех» Т. Кочетовой. Ряд акцентов, расставленных в вышеупомянутой публикации, вызвали у меня и моих коллег-искусствоведов некоторые мысли, с которыми нам и хотелось поделиться на страницах вашего печатного издания с читателями.

    1. Что сразу обращает наше внимание в эпиграфе, так это фраза – « и даже не каждое предприятие-организация в наши времена переходят 85-летний рубеж». Верное замечание. Художественные мастерские, где творили корифеи палехского изобразительного искусства, продолжают успешно разваливаться в центре древнего села. Разграблена уникальная библиотека, художники изгнаны со своих рабочих мест, общие финансовые средства прочно осели в чужих карманах. Таким образом, эта или это «предприятие-организация» рубеж в 85 лет не прошла, как не прошла она и 80-летний юбилей.

    2. Цитируемое высказывание Тихона Хренникова – «предметом для искусства служат люди, а не стены», мягко говоря, приведено совершенно не к месту.
    Слова – «искусство, которое нельзя потерять», также не отвечают сегодняшнему положению дел в Палехе. Без родных и намоленных стен старых мастерских потеря палешанами некогда высоких позиций в декоративно-прикладном искусстве очевидна. Явно проступает ущербность стиля в новых работах даже через многие слои лака и тщательную полировку вкупе с навязчивой саморекламой.
    Нанесен непоправимый удар по нравственным и моральным устоям художников и жителей Палеха. На глазах у всех небольшая кучка деятелей превратила в руины добротный купеческий дом Коровайкова, где творили Голиковы, Котухины, Зубковы, Вакуровы, Мызниковы, Першины, Челышевы, Правдины, Париловы, Солонины, Душины, Бакановы, Фигурины, Хохловы и многие другие представители коренных палехских династий.
    Далее в публикуемой статье следует пассаж относительно объединения вокруг кого-то или чего-то. «Должен быть лидер или интересное дело, которое всех объединит» – пишет Кочетова.
    Насчет «интересного дела», куда уж далеко ходить. Александр Александрович Глазунов и Иван Иванович Голиков почти век назад создали такое «интересное» чудо, которое до сих пор кормит сотни, если не тысячи людей. Что касается «лидера», то здесь это словечко вряд ли уместно. Объединятся необходимо вокруг мудрых людей, проживших долгую творческую жизнь, много испытавших и видевших. Такие люди в Палехе есть. Всем они известны.
    Но, вопрос возникает следующий. Желающих объединиться и работать под началом умного человека много, да только куда ж их всех разместить для традиционного коллективного творчества. Все тех же стен нет в наличии, которые, по мнению Хренникова и Кочетовой, вовсе и не нужны. А реальность подсказывает, что без них уникальнейшее искусство успешно деградирует в область сувенирных поделок на забаву туристам и мелким перекупщикам.

    3. Читаем дальше и удивление наше становится безграничным: «85 лет назад лидером этого уникального дела, искусства лаковой миниатюры был Иван Иванович Голиков. В 80-х годах таким лидером признан Валентин Михайлович Ходов».
    Что называется – приехали!!!
    Уважаемая сударыня Кочетова! Если Вы художника Ходова из городка Южи определили лидером уровня Ивана Ивановича Голикова, то даже мало-мальски разбирающийся в сути палехского искусства студент ПХУ, по меньшей мере, перестанет с Вами здороваться или мысленно выругается Вам вслед.
    Допускаем, что Вы действительно уверены в своем заблуждении, тогда представьте читателям наглядные примеры творчества Ходова и элементарно сравните их с гениальнейшими произведениями незабвенного Ивана Ивановича и все Ваши утверждения рассыпятся в прах.
    Также неверны Ваши слова о Голикове, как о лидере только лаковой миниатюры. Его декорациям рукоплескал Большой театр, оформление книги «Слово о полку Игорева» поставлено на недосягаемую высоту для ныне работающих в этой области. Мировой шедевр! Ну, а Голиковская миниатюра это не лидерство, а гениальность. Всмотритесь и подумайте, уважаемая директор. Ходов – всего лишь один из многих более или менее прилежных учеников, приехавших в Палех со стороны. Возможно, Вы хотели сказать, что он много играл в волейбол и считал в нем себя лидером? Может быть, хотя тоже не факт. Старый Палех знал спортсменов-художников и более высокого уровня. Некоторые из нас были тому очевидцами.
    Интересно бы знать, у кого Вы сами учились, кто были Ваши преподаватели? Какие работы старых мастеров Вы копировали? Следовало и начать Вам этот очерк со своей истории, чтобы не запутывать молодежь.
    Идем далее. Вот показывается на горизонте еще один лидер, да вдобавок еще и идейный – Борис Ермолаев, земляк Ходова все с той же южской стороны, где так часто и вдруг рождаются «лидеры». Пусть так, но огласите или озвучьте публично его идеи, установки. Ознакомьте «заблудших и невежественных» палешан и нас искусствоведов.
    И как-то уж совсем загадочно звучат Ваши слова: – «но, по- видимому, звезды такой величины нужны «там», поэтому они так рано и ушли в мир иной». Вероятно, следовало и слово «звезды» взять в кавычки, поскольку Ермолаев, Ходов были материальными людьми, а звезды – явление астрономическое, и, как известно, состоят из другого вещества. Вы также не даете ответа, какой же «такой величины» были «звезды» Ходов и Ермолаев. Под словом «там», вы, вероятно, подразумеваете загробную жизнь. И почему Вам стало вдруг видимо, что эти два человека «там» нужнее? Неужели кто-то оттуда Вам подал сигнал?!

    4. Еще дальше продвинемся по столбцам директорского исследования.
    Кочетова пишет, что на ее взгляд сегодня никого не видно, кто бы с такой самоотдачей, тревогой, любовью за искусство, за художников мог служить делу. Слава Богу, Кочетова оговаривается, предваряя предложение словами «на ее взгляд».
    Так вот уважаемая, руководитель-аналитик! В сотнях метров от Вашего «офиса» в возрасте 85-лет в своей маленькой мастерской творит свои бесценные шедевры знаменитый, уникальный Мастер Николай Иванович Голиков. Побывав в прошлом году с группой российских и зарубежных искусствоведов, мы были поражены уровнем и глубиной содержания его многочисленных эскизов, работ. Он создает свои творения на уровне завтрашнего Палеха. Ничего подобного нам с коллегами видеть не приходилось, хотя бывали во многих галереях и мастерских художников-прикладников многих европейских стран. А его мысли, рассуждения, воспоминания о своем отце и других основоположниках достойны публикации в лучших мировых журналах, книгах по искусству. Вот Вам лучший пример для подражания и учебы! Смотрите, не прозевайте, не проглядите! Снимите шоры с глаз! Неужели Вы и теперь будете утверждать, что «никого не видно».
    В своей мастерской работает художник Вячеслав Морокин. И у него есть чему поучиться. Также нам удалось посетить ряд и других, более молодых мастеров. Посмотрели работы. Конечно, уровень не Голиковский, но все же необходимо и в их адрес сказать слова поддержки. Несмотря на нужду, бытовые неурядицы, все-таки стремление к достижению поставленных целей проявляется твердо.
    В отношении Марии Некрасовой, ее заботы о Палехе, преданности и покровительстве «Товарищества Палех» – это отдельная тема. Может быть она кому-то и предана, кого-то любит в Палехе, о ком-то заботится… Но, наиглавнейший вклад и краеугольный камень в здание палехского искусства, в исследования этого явления заложили Герман Жидков, Анатолий Бакушинский, Михаил Сокольников. Вряд ли кто может соперничать в профессионализме с этими титанами. Забывать и замалчивать эти имена недопустимо! Этим людям во веки вечные обязано нынешнее и последующие поколения палехских художников.

    5. Продолжаем изучать очерк и мысли директора Кочетовой.
    За утомительным перечислением тягловых достоинств своих работников натыкаемся на строчки о присвоении очередного звания члена-корреспондента Академии художеств Екатерине Гроссберг-Щанициной (Бандуриной), сподобившейся приехать в Палех откуда-то с Архангельской области. Как и за какие выдающиеся заслуги этот «дар небес» снизошел на «скромную труженицу» остается только догадываться из предыдущих намеков директора о высоком покровительстве изредка и выборочно посещающей отдельные заведения особе. Ну ладно, пусть женщина утешиться хоть медалькой, если нет для нее других удовольствий. Но, упомяните хотя бы ее творения, чтобы люди наглядно убедились в правильности и справедливости этого жеста Академии.
    А какая игра мысли! – «она получила самую высокую награду для Палеха и для организации в частности». Следовательно, медалька-то для Палеха вообще, а в частности – для организации. А вручили лично Гроссберг-Щанициной. Вот и пойми…!
    Рассуждаем логично. Пусть Гроссберг-Щаницына (Бандурина) член-корреспондент, но, сравнивая вклад в развитие искусства Палеха все того же 85-летнего Николая Ивановича Голикова на протяжении его почти шестидесятилетней деятельности, с работами Щанициной-Гроссберг, то здесь логика исчезает, как дым. Ведь это с его дипломной работы «Фауст» и началом его творчества в художественных мастерских в начале 50-х годов искусство Палеха стало уходить от реалистического натурализма и возвращаться к своим истокам. И к иконе он первым после стариков обратился. Это были времена, когда только за одно слово «икона» можно было испортить себе жизнь. В то время, где-то Ваша Катя сопли себе утирала?
    Чтобы не быть голословным, давайте посмотрим всего лишь на два шедевра из творений Николая Голикова, находящихся в Детском Музыкальном Театре им. Н.Сац в Москве на проспекте Вернадского. Это два больших панно: «Руслан и Людмила» и «Хозяйка Медной горы». Ничего подобного палешане со времен основоположников не создавали. Затем был выдающийся триптих «Сказ о царе Салтане» в санаторий в городе Геленджик. Только за одну из этих работ можно смело присуждать Государственную премию и звание академика живописи. А его бесценная помощь во время работы в коллективе приснопамятных мастерским десяткам молодым мастерам. Сколько коллег по цеху воспользовались его достижениями! Переоценить невозможно! Человеку скоро 90 лет и он продолжает выдавать уникальнейшие образцы подлинно палехского искусства!!!
    На протяжении всей своей жизни он находился в коллективе за рабочим столом. Они с супругой последними покинули родные и остывающие стены старого здания, когда уже все разбежались словно крысы с корабля, а зябнущие руки с трудом удерживали маленькие беличьи кисти, когда отопление было отрезано, и в комнатах здания хозяйничал осенний уличный холод.
    В чьих головах зрела мысль о новой организации под новой вывеской с прикормленными работниками – в Палехе не секрет даже для дворовой собачонки. Да и не только в Палехе.

    Уважаемая директор т. Кочетова! Абсолютно недопустимо кроить историю на свой лад и подменять истину ложью – это оскорбительно и преступно.

    Карпенков Василий Николаевич, доктор искусствоведения. Коллекционер палехского искусства с 1945 года.
    г. Нюрнберг, Германия.

( Leave a comment )

0

569

85 лет палехскому искусству
Повторю обзор юбилейного палехского каталога,
его уже давала Фёкла, а ВК откомментировал
слегка.
Думаю, повторение не грех, как не грешно  ещё раз
перечитать классную  искусствоведческую работу.
Хорошо бы к ней приложить и репродукции
миниатюр, о которых идёт речь, но...
Каждый сам себе поможет, инет под рукой.

   

    [info]yrgens
        January 13th, 10:16

    Дорожные заметки
    (в дни 85-летия Палехского искусства)

    Утро туманное, утро седое,
    Нивы печальные, снегом покрытые.
    Нехотя вспомнишь и время былое,
    Вспомнишь и лица, давно позабытые….

    Иван Сергеевич Тургенев

    И вновь я на пути в старинное русское село Палех. За спиной остались встречи с музеями и древностями Рима, с утонченной культурой Франции, с народом Ливийских земель и его ремеслами. Удалось посмотреть и города Нового света.
    Накручиваю на велосипедные колеса оставшиеся последние километры. Слева остается село Красное со старым храмом. Миную широкий мост над речушкой Люлех. Справа виднеются избы деревеньки Дягилево.
    Въезжаю перед Палехом на последний отрезок прямого и широкого асфальтированного тракта. Ориентиром служит, проявившийся на безоблачном небесном фоне стройный белоснежный силуэт колокольни палехского Крестовоздвиженского храма. Взволнованно в груди бьется сердце, знаменуя каждым ударом долгожданную встречу с древним искусством, знаменитых когда-то палехских иконописцев.
    На улицах в основном чужие, незнакомые лица. Лишь изредка встречаются представители старинных художественных, ремесленных и крестьянских палехских династий.
    Вот и добротный двухэтажный кирпичный дом палешан Салаутиных, где теперь размещается местный художественный музей. Семью Салаутиных в годы кровавого безумия коммунистов попросту выкинули на улицу, разграбив их крепкое хозяйство начисто.
    Декабрь 2009 года. Знаменательная дата в многовековой жизни искусства Палеха. Зимой 1924 года, благодаря гениальному открытию иконописца Ивана Ивановича Голикова вместе со своим родственником и прекрасным знатоком древнерусского искусства Александром Александровичем Глазуновым в области создания нового изобразительного языка, в Палехе была основана художественная Артель из бывших иконописцев.
    Открываю парадные двери музея и перешагиваю через порог с надеждой увидеть новые достижения молодых продолжателей дела великих Учителей-основоположников. Стены этого дома хранят память о могучих и мудрых попечителях и собирателях уникальных образцов нового искусства Палеха – Германе Васильевиче Жидкове, Анатолии Васильевиче Бакушинском, Михаиле Порфирьевиче Сокольникове. Это - титаны искусствоведения!
    Молодые сотрудники музея вручают мне каталог, изданный к 85-летнему юбилею художественной жизни палешан. С их слов узнаю, что в эти дни в селе насчитывается более шестисот художников. Подавляющее их большинство съехалось сюда из различных районов, областей и национальных окраин России. Этакий маленький Вавилон. Все они вольно или невольно принесли с собой свои местечковые традиции, обычаи, привычки, свое видение окружающего мира, природы; свой образ жизни.
    Перелистываю страницы издания, с интересом просматриваю список составителей и редакторов. Так как со старой иконописной палехской школой я хорошо знаком, то перехожу к разделу о лаковой миниатюре.
    Знакомлюсь с текстом, и, к великому своему удивлению, не обнаруживаю его автора. Также не названы и сотрудники, ответственные и участвующие в подборе работ для данного раздела каталога.
    Представленные работы первопроходца и основоположника незабвенного Ивана Ивановича Голикова и его коллег-последователей: Баканова, Вакурова, Дыдыкина, Маркичева, Котухина, Зубкова вновь вызывают в душе горячие, волнующие переживания. Как говорят в таких случаях, сердце устремлено к «горним высотам». Всех этих мастеров мне довелось знать лично. И о каждом из них можно написать интереснейшую книгу.
    Несмотря на кажущуюся равновеликость в своем творчестве, среди группы старых мастеров Артели на недосягаемой до сих пор высоте стоит Иван Голиков. Его динамика рисунка, безупречность композиций, цветовых и пластических решений, глубочайшее проникновение в образ, подбор тематики для своих работ – все эти качества принадлежат живой и трепетной душе великого Мастера мирового уровня.
    К великому разочарованию, в тексте каталога ничего не сказано о сложной и великолепной работе Голикова над оформлением книги «Слово о полку Игореве» под редакцией знаменитого московского знатока народного искусства – Михаила Порфирьевича Сокольникова. Не нашлось на страницах каталога места и для иллюстраций из этого произведения. Нет, хотя бы, упоминания и о книге «Сказка о царе Салтане», оформленной Иваном Ивановичем. А его блестящее творчество в области оформления театральных декораций, которым рукоплескал Большой Театр; живопись на фарфоре, знаменитый холст «Хоровод». Как можно обойти молчанием эти шедевры, совершенно непонятно!? Скорее всего, надо сказать – это недопустимо!

    Далее, в оригинале текста встречаем грубейшую неточность в отношении художника Павла Баженова. Читаем «…художник Павел Баженов, ставший первым учеником Артели древней живописи».
    Абсолютная неправда!
    Павла Дмитриевича Баженова, благодаря счастливому случаю, нашел и усадил рядом за свой рабочий стол лично Иван Иванович Голиков и предоставил Баженову для учебы свои работы. Он долго уговаривал Павла бросить свое предыдущее ремесло выделки овчинных шкур и заняться новым палехским искусством. Голиков внимательнейшим образом опекал своего ученика, подсказывал и направлял Баженова по правильному пути, раскрывая перед ним все свои профессиональные секреты. Таким образом, вырос выдающийся мастер, достойный своего Учителя. Среди первых учеников Голикова были Александр Сергеевич Баранов, Александр Яковлевич Макаров, Валентин Михайлович Паликин. Николай Михайлович Парилов прямо указывает, что только благодаря Голикову он стал художником нового искусства Палеха. Как такое можно забыть или не знать?!
    И.М. Баканов, И.П. Вакуров, И.В. Маркичев, также имели своих учеников и успешно их обучали.
    Ученица А.В. Котухина – Анна Михайловна Корина как-то пожаловалась Ивану Петровичу Вакурову, что ей запретили работать в традициях стариков. Это были времена недалеких и ограниченных советских руководителей, таких как Евмененко, Г. Мельников – на то время председатель правления палехского отделения СХ, А.Г. Баканов – директор художественных мастерских в те годы. Проводил такую политику и Б. Немтинов, пребывавший в ту пору главным художником мастерских.

    Возвращаясь к началу текста, читаем «в 1918 году в Палехе была организована артель по росписи деревянных изделий…»
    И вновь ошибка!
    Во-первых, следовало указать название артели, а называлась она – «Первая палехская художественная декоративная артель». В ее состав вошли и бывшие хозяева иконописных мастерских. Но, никакими росписями деревянных изделий она в 1918 году не занималась. Первые ее работы заключались в реставрации нескольких церквей, но вскоре работа замерла и артель прекратила свое существование.
    Во-вторых, лишь только в 1920 году поступило предложение от Владимирского артсоюза через инженера палешанина Салапина Алексея Васильевича, начать новое дело - роспись всевозможных деревянных изделий: солонок, ларцов, ковшей, амфор, матрешек, шкатулок. Наряду с Палехом эту работу выполняли и в Холуе, и во Мстере. Из-за крайней дешевизны выпускаемой продукции и эта артель быстро распалась.
    Алексей Васильевич Салапин был вскоре расстрелян коммунистами. В свое время его отец участвовал в росписях Палехского Крестовоздвиженского храма.

    Идем далее по тексту: «…в Москве художники И.И. Голиков и А.А. Глазунов пытались найти применение иконописному стилю. По примеру миниатюристов подмосковного села Федоскино они решили попробовать себя в росписи папье-маше. Опыт удался».
    Вот так фокус! Посмотрели и сделали. Как оказывается все легко и просто. Хочется сейчас же предложить незадачливому исследователю: прочтите любое стихотворение, например, Пушкина и создайте свое равновеликое или чуть лучше. Получится ли?!
    Вдобавок, Глазунов назван всего лишь художником. Глазунов – это крупнейшая искусствоведческая фигура в столичных кругах того времени. В его иконописной мастерской на протяжении всего времени ее существования работали палешане. Сам он родом из деревни Терехово, уничтоженной коммунистами не так давно. Он с отличием окончил Московский Археологический институт, прекрасно разбирался в древнерусском искусстве, один из самых известных коллекционеров Москвы. В его столичной квартире собиралась художественная и литературная городская элита. Частым гостем у него был великие народный поэты Николай Клюев, Дмитрий Семеновский и многие другие

    Читаем: «… в его мастерской (Глазунова) удалось добиться возможности пользоваться яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше».
    Никакой здесь трудности в использовании темперы перед Голиковым и Глазуновым не стояло. Тем более для Голикова, который большую часть жизни проработал иконописцем, художником фресковой живописи, театральных декораций и в совершенстве владел как приемами темперной живописи, так и любых других техник.

    Дальнейшие сюрпризы: – «В процессе подготовки к выставкам выработался стиль палехской миниатюры…» Еще одно «открытие!»
    Основополагающие черты Палехского стиля выработал Иван Иванович Голиков, затем свой значительный вклад внесли Иван Михайлович Баканов, Иван Петрович Вакуров, Аристарх Александрович Дыдыкин, Александр Васильевич Котухин, Иван Васильевич Маркичев. По определению искусствоведа А.В. Бакушинского, крестьянская живописная и цветовая манера была наиболее присуща И.В. Маркичеву.
    Особенный индивидуальный изобразительный и стилевой язык вырабатывался не в процессе подготовки к выставкам, а в результате повседневного творческого труда, собственных тяжелых и драматичных поисков новых декоративных и живописных изобразительных форм, композиционных решений, сюжетов. Их волновали не подготовки к выставкам, а стремление совершенствовать себя, как художников, и забота о передаче накопленного опыта своим ученикам. Искусство Палеха развивали мощные и яркие Мастера.

    Продолжая следить за игрой изложения: – «в числе самых первых тем, к которым обратились палешане, были песенные темы».
    Приходится вновь повторить – первой работой палешан Голикова и Глазунова, в которой ясно был определен художественный стилистический путь, по которому следует идти, было произведение на религиозный сюжет «Адам в Раю». Затем были «Игра в шашки», «Деревенская гулянка».

    Дальнейшая характеристика палехской иконописи совсем сбивает с толку читателя: – «характерные для иконописи Палеха напевность, мелодичность, повествовательность и наглядность деталей…».
    Откуда такие выводы?! Где примеры?! Интересно, что бы составитель сказал о Ярославской школе с ее тщательнейшей проработкой мелочей. Повествовательность – это один из способов художественного изображения, присущий не только иконописи, тем более палехской. Ну, а слова «напевность, мелодичность» к религиозной и церковной живописи вряд ли подходят. Здесь уместнее говорить об образе и цвете. А об этом нет ни слова…

    О работах Голикова на тему «Охота» читаем: – «…все смешалось в стремительном вихре…».
    Да и в помине нет никакого смешения. Композиция плоскости тщательно продумана, где каждый элемент расположен строго на своем месте. Цветовая орнаментальность, ритм, динамика выдаются нам за какой-то «стремительный вихрь и смешение». Такие определения более подходят к станковой живописи.

    Вот пример, о котором хочется сказать особо: – «она («Тройка») была и до сих пор остается излюбленным мотивом каждого художника-палешанина».
    Какая ненаблюдательность! Абсолютно не каждого. Далеко не всем удается правильно стилизовать рисунок этих животных, даже проработав не один десяток лет в коллективе. А «излюбленность» этой темы выражается в возможности откровенного плагиата, а точнее, воровства сюжета, манеры письма и мотива с произведений основоположников.
    Кстати, вот вам наглядный пример на последней странице юбилейного каталога. Художник Щаницын-Гроссберг, не мудрствуя лукаво, взял работу Ивана Ивановича Голикова «Тройка» (сигаретница) 1936 года, внес в ее стилевой рисунок ненужные мелкие изменения, подпортил цветовое решение и поставил свою подпись. Тем самым присвоил себе авторство чужой композиции, чужого труда. Нравственность, этика, честь, уважение памяти и творчества своих учителей – эти понятия, по-видимому, малознакомы таким деятелям. Какое-то художественное браконьерство, дикое пренебрежение к палехским традициям, заветам стариков. И абсолютно неважно, сколько лет прошло после смерти настоящего автора. Должна быть человеческая мораль, которую никто не отменял!
    Подобные безобразия начинаются еще в местном художественном училище с одобрения их его руководством. Художники-палешане поведали мне криминальную драму, связанную с таинственной кражей из запасника училища бесценных учебных образцов-оригиналов старейшин Палехского искусства. Работы пропали бесследно. Множество раз в различных салонах и магазинах мне приходилось видеть копии работ «стариков» с авторской подписью недоучившихся студентов. На интернет-сайтах выставляются на продажу дипломные работы выпускников, ученические копии по технике Палеха, которые должны храниться в училищном фонде. Какие уж тут традиции! Полное разложение совести!

    Вспоминается случай на художественном совете, где в ту пору работал один из основоположников – Иван Петрович Вакуров. На столе появляется шкатулка, на которой некто из художников скопировал известную вакуровскую композицию «Лесная сказка». Иван Петрович с возмущением выразил свое несогласие и твердо сказал, что художник никакого права не имел присваивать себе авторство и настоял, чтобы работа было возвращена копиисту без всякой оценки. Такое поступали со всеми художниками, несмотря на возраст и опыт. Вакуров часто повторял молодым, что художник обязан изображать по-своему.
    Иван Михайлович Баканов, незадолго до своей кончины, напутствовал Ивана Ивановича Голикова словами:
    – Пишите меньше, но лучше! Берегите Палех!

    В среде палехских иконописцев, а чуть позднее, и художников лаковой живописи свято берегли этические нормы, нравственные ориентиры в творчестве, бережно относились к авторским заслугам. Очень часто в музее выставлялась всего лишь одна работа, но уникальная… Вспоминается мне подобная экспозиция с произведением И.П. Вакурова «Демон». Впечатление огромное.

    Нынешнее положение в творчестве палешан не выдерживает никакой критики. Под прикрытием примитивного понятия «коллективного творчества» поголовно используются выдающиеся достижения, открытия старых мастеров, присваиваются себе и выдаются за какое-то «возрождение» палехского искусства.
    Вернемся вновь на некоторое время к тексту каталога, посвященного лаковой миниатюре.
    Удивляет, как заранее определяется на свой вкус достоинство и недостатки той или иной работы. Серьезная научная работа подменяется агитацией за признание той ли иной вещи шедевром.
    Вот, к примеру: «пастушок – это символ мира, благополучия». Рассматривается произведение И.М. Баканова «Палех».
    Пусть так, но основное живописное пятно – это свободно работающие крестьяне (вот он - символ), далее – вознесшийся храм и призрачные клубящиеся облака. Вышеупомянутое определение более подходит к ударным акцентам композиции.
    Далее, уж совсем откровенный ляп: «…деревья, на листьях которых отражаются солнечные лучи»
    А теней от фигур, построек, деревьев не видно, случайно? Даже малолетним детишкам, бегавшим мастерам-иконописцам в лавку за четвертинкой было известно, что золото на иконе, его цвет и свет – это символ Создателя. И никакого другого толкования в древнерусской живописи не существует. То же самое понятие непосредственно относится и к продолжению иконописных традиций в лаковой миниатюре!

    Затем: – «…в это время в Палехе был колхоз».
    В какое время? Если подразумевается год создания работы – 1934, то тогда уже вовсю колхозники использовали механический сельхозинвентарь, отобранный у раскулаченных крестьян. В архивах коренных палешан вы можете посмотреть фотографии 30-х годов, где колхозники активно работают на таких машинах. Это весьма убедительно показывает И.В. Маркичев своей шкатулкой «Сельхозработы» 1935 года.
    И.М. Баканов создал неповторимый образ своего села патриархальных времен без всяких солнечных «зайчиков» на листьях и «колхозного счастья».

    Переходя к описанию работы «Сказка о царе Салтане» А.В. Котухина, источник теста нам сообщает – «яркость, даже некоторая пестрота цветовой гаммы…»
    Ни к одной работе А.В. Котухина эти определения «яркости и пестроты» вы не подгоните. Котухин во всех своих работах проявился, как художник сдержанных цветов, неброского колорита.
    Читаем: – «для творчества Котухина характерна декоративно-орнаментальная трактовка изображения».
    Разве только для творчества Котухина?! У Голикова, Вакурова, Баженова эта характерность еще более ярко выражена.

    О работе Н.М. Зиновьева «Некрасов. Крестьянские дети», в частности об изображении детей сказано «они выполнены достаточно реалистично…»
    Это достоинство или недостаток? Если недостаток, то достаточно грубый и вряд ли стоило выставлять эту работу. А если ее поставить в ряд с произведениями основателей, то натурализм или реализм проступает более, чем отчетливо.

    Продолжая листать страницы, находим: – «классикой Палеха признаны… «Василий Теркин» 1948 г. Ф.А. Каурцева.
    Кто и когда признал эту рядовую работу классикой? По каким выдающимся художественным признакам? Куда важнее было бы отметить его работу «Увидели аэроплан» (шкатулка 1931 года)!

    Вот рецензия на письменный прибор художника Зиновьева «Битвы предков за русскую землю» – «тонкость и точность рисунка с проработкой мельчайших деталей, верное найденное колористическое решение с удачными живописными эффектами пожарищ и взрывов – характерно для этого подлинного шедевра палехской миниатюры».
    Приведенные технические и ремесленные приемы в рассматриваемой работе совершенно не определяют её, как шедевр. Восхищение мелкими деталями показывают нам лишь слабость научной статьи, в которой не рассматривается произведение, как целое. Гораздо правильнее было бы поместить иллюстрацию с работы Зиновьева «Конек-горбунок». Это, вероятно, одно из лучших его достижений, как по композиции, цвету, так и по раскрытию образа. Тем более, что Зиновьев в письменном приборе бесцеремонно использует мотивы битв Ивана Ивановича Голикова, не брезгуя и прямым копированием отдельных фрагментов, причем совершенно неудачно, превращая сцены битв в бесхребетные, непродуманные формы.

    Перелистываем следующую страницу – «произведения этих лет (1940-1950 гг.) отличает отсутствие образности».
    Здесь, что называется, высекли сами себя! Посмотрите на уникальное произведение Ивана Петровича Вакурова «Победа» 1945 года. Как можно такую работу замалчивать и не сказать слов восхищения?! Такого мощного стилистического решения образа «Победы» в Палехе не удалось создать никому до сегодняшних дней.

    Ожидаемое впечатление от серьезного рассмотрения творчества мастеров лаковой миниатюры продолжает все более тускнеть – «Композиционный портрет И.И. Голикова».
    Эта пластина, в свое время, абсолютным большинством голосов была отвергнута на республиканском выставкоме в Москве и возращена автору с совершенно справедливым замечанием, как явного художественного монтажа с чужих работ.

    О Николае Ивановиче Голикове. Вот, что говорит доктор искусствоведения Василий Николаевич Карпенков – «Ведь это с его дипломной работы «Фауст» и началом его творчества в художественных мастерских в начале 50-х годов искусство Палеха стало уходить от реалистического натурализма и возвращаться к своим истокам. И к иконе он первым после стариков обратился. Это были времена, когда только за одно слово «икона» можно было испортить себе жизнь…
    Чтобы не быть голословным, давайте посмотрим всего лишь на три шедевра из творений Николая Голикова, два из которых находятся в Детском Музыкальном Театре им. Н.Сац в Москве на проспекте Вернадского. Это большие лаковые панно: «Руслан и Людмила» и «Хозяйка Медной горы». Ничего подобного палешане со времен основоположников не создавали. Затем был выдающийся триптих «Сказ о царе Салтане» в санаторий в городе Геленджик. Только за одну из этих работ можно смело присуждать Государственную премию и звание академика живописи. А его бесценная помощь во время работы в коллективе приснопамятных мастерских десяткам молодых мастеров. Сколько коллег по цеху воспользовались его достижениями! Переоценить невозможно! Человеку скоро 90 лет и он продолжает выдавать уникальнейшие образцы подлинно палехского искусства!!!
    На протяжении всей своей жизни он находился в коллективе за рабочим столом. Они с супругой последними покинули родные и остывающие стены старого здания, когда уже все разбежались, а зябнущие руки с трудом удерживали маленькие беличьи кисти, когда отопление, электричество было отрезано у них на глазах, а в комнатах здания хозяйничал осенний уличный холод».
    Прибавьте к этому предвоенный голод в семье из семи человек без отца, три года фронта: Орловско-Курское сражение, тяжелейшие бои на Севере в составе экипажа тяжелой самоходной установки; два тяжелых ранения, выживание в полевых госпиталях и военных лагерях, пять лет службы после войны в Военно-Морском флоте.
    Шкатулка «Иван Сусанин» по силе выразительности образа, композиции является действительно выдающимся произведением. Но, как вспоминает сам автор – Н.И. Голиков, датировка его работы 1958 годом неверна. Следовало указать настоящую дату – 1955 год. Также до сегодняшнего дня Николаю Ивановичу неизвестно, каким образом эта работа попала в музей, кто ее продал. Он ее представлял на художественный совет в мастерских. И очень уместно спросить – получали ли лица, готовившие выставочную экспозицию, разрешение автора на демонстрацию данного произведения?! Вновь возникает вопрос об ответственности лиц за несоблюдение авторских прав!

    Смотрим дальше по оригиналу текста – «Борьбой за содержательность и мастерство отмечены 1970-е годы. В художественные мастерские пришла группа талантливых художников. Они внимательно изучали творчество «стариков» и традиции древнерусской живописи».
    В изучении наследия древнерусской живописи из этой группы выделим, к сожалению, только одного мастера – это Вячеслав Федорович Морокин. Этот человек действительно вдумчиво и последовательно продолжает обращаться к первоисточникам. Это видно и по его работам.
    Очень жаль, что не видим упоминания о талантливом художнике Виталии Мухине, который по своему художественному и нравственному уровню стоит намного выше сегодняшних новоявленных «радетелей и возрождателей».
    Главное, что необходимо отметить – все пришедшие в мастерские в 60-80-х годах художники, встали на уже хорошо проторенный путь все тем же Николаем Голиковым. Многие сидели с ним в его бригаде на протяжении длительного времени, многократно бывали у него в небольшой избе, слушая его удивительные и поучительные воспоминания о жизни старого Палеха с его интереснейшими личностями, ярмарками, конным базаром. Затем, активно использовали в своих работах советы, опыт и достижения мудрого Мастера.

    Продолжаем чтение – «в работах молодых открылся новый тематический пласт: революционное прошлое Ивановского края».
    Ничем неприкрытое лукавство!
    Какой там новый пласт?! Не революционное, а бандитское прошлое Ивановского края. Если в 30-е годы основоположников принуждали к отображению большевистского режима, то в 70-е пронырливая молодежь по собственной инициативе взялась воспевать уголовный коммунистический режим, и с поклоном принимать от него дешевые подачки, строя на этом свою карьеру. Банальная коньюктурщина, целование рук и различных других мест продажных чиновников. Все прекрасно знают, за что, кому и какие давалась премии.
    Палешане крепко помнят расстрелянных своих мастеров: Александра Александровича Глазунова, Александра Ивановича Зубкова, Михаила Бонокина, Алексея Васильевича Салапина. Вспомним здесь и сына Н.М. Зиновьева – Пармена Николаевича Зиновьева. Было готово постановление на арест и Голикова Ивана Ивановича, но..., не успели. Мастер ушел в иные миры… Поклонимся этим людям.
    Кто это забыл, выучите эти имена! Запишите у себя на лбу и не ложитесь на кровать вместе с властью под революционные, советские и прочие одеяла!

    О работе «Лето в Палехе» Ермолаева. Явно проигрышное произведение, о котором продолжаем читать небылицы о «декоративной изысканности», «кудашевских соснах» и прочее.
    С места, где растут эти сосны, вы никакого Палеха не увидите. И, тем более, среди этих сосен никогда не было покоса, потому что там труднопроходимые заросли. Композиция очень вялая, с плохо нарисованными и поставленными фигурами. То, что мы видим на втором плане, вряд ли можно назвать палехским пейзажем.
    Посмотрите и сравните «Палех» Ивана Михайловича Баканова!
    Вот где настоящее наше село. И не зря многие старожилы говорят, что еще никому не удалось так точно и образно передать атмосферу и свободную панораму Палеха, как И.М. Баканову. Этот взгляд на родные просторы старого мастера близок коренным палешанам с самого рождения.

    Отдельно надо сказать о трех, представленных в данном разделе книге, фотографиях. С такими подписями их историческая ценность минимальная.
    1. Вот группа художников «Артели». В Палехе есть человек, который назовет всех изображенных поименно и скажет, где и когда сделано фото.
    2. Затем «группа сотрудников музея». Из сотрудников мы видим директора - Г.В. Жидкова, научного сотрудника – Лукашову, реставратора - И.В. Белоусова (Потапова), бухгалтера А.В. Маркичева. Здесь не только сотрудники музея, но и знаменитые художники.
    3. «Художники Палеха». Бесценное фото, интереснейшие люди на нем и вместо рассказа – полное молчание редакционной коллегии.
    Какое пренебрежение историей!

    Обозревая последние работы, представленные в каталоге, приходится подводить грустный итог. Движения вперед в развитии у современного палехского художественного сообщества не наблюдается. Редко-редко попадается вещь, о которой что-то можно немного сказать. Поголовно и нещадно используются достижения старейшего поколения, их творческие находки, открытия. Берутся сюжеты, целые фрагменты цветовых и композиционных решений, разработанных и открытых «стариками» - основоположниками палехского искусства и начинают комбинироваться, с присвоением авторства. Много работ, выставляются не один раз. Фамилии художников из каталога в каталог – одни и те же. По сути происходит восхваление личности автора, но никак не его работ. Ничего нового у них в творческих достижениях, к сожалению, не видно.
    Как только делаются попытки создать что-то самостоятельное, моментально автор начинает «плавать». Исчезает четкая и наглядная композиция, вместо нее появляется хаос, запутанность, измельченность. Всего настолько много, а главного нет. Непродуманные названия некоторых вещей приводят в полное недоумение, к примеру, целая серия «Цветочниц» и всяких «Садов…», «Ярмарка», сомнительные «Венчания». Высокая Поэзия подменяется легкомысленной прозой.
    Нет глубокого раскрытия образа, точнее – он вообще отсутствует. Как нет и самого сюжета. Поверхность предмета массово наполняется невыразительными фигурками, деталями пейзажа, деревьями, почти натуральными цветочками-листочками. Начисто исчезли растительные декоративные формы. Вместо них – мутные одинаковые пятна. Утеряно правильное использование плоскости. Мелким размером заполняется верх композиции. Вновь появилась линейная и воздушная перспектива, многоплановость.
    Печально то, что молодое поколение не задумывается о том, что нужно творить, создавать свои оригинальные композиции, думать над образом, вырабатывать свой художественно-изобразительный язык, цветовые решения, Это огромный и тяжелейший труд, но без него нет и художника, мастера, творца. Теряется и то, что было когда-то достигнуто самим же художником.

    Выхожу из бывшего дома палешан Салаутиных с тяжелым ощущением от встречи с современным творчеством обитателей, проживающих в Палехе, и направляюсь с Горы в Слободу поклониться Творческому Очагу, где работали основатели Палехского Чуда. Какой-то «доброжелатель» направил меня в, так называемое, «Объединение художников Палеха». Но там заняты выпуском дешевой сувенирной продукции, бесконечно далекой от древних палехских традиций. Интереса для знатоков и ценителей такие поделки не представляют.

    Что это?! Вместо когда-то добротного жилого дома купцов-палешан Коровайковых, в котором позже размещалась всемирно известная Артель древней живописи, глазам предстают разграбленные руины, оскверненные, исполосованные трещинами стены здания. Выбиты окна, сорваны двери, провалами зияют сгнившие полы. Сквозь крышу хлещут дожди, сыплет снег. По комнатам гуляет ветер. Отопление, электропроводка – срезаны. Полнейшее запустение, разруха. Что случилось?! Взрыв, война?
    Расспрашиваю у местных палешан о причинах такого небывалого в истории промысла бедствия. Как вы могли допустить такое? Где же была местная администрация, и кто ее представляет?! Кто именно растащил имущество, уникальную библиотеку с редчайшими древними изданиями?! Куда исчезли огромные финансовые средства?! Кто и как сумел разогнать довольно большой коллектив художников с талантливыми мастерами?! Где теперь разместить всех искренне желающих учиться и работать в сплоченном здоровом коллективе?!
    А главное – у кого теперь вы будете набираться опыта!? Своих-то настоящих учителей вы всех повыгоняли!!!
    Вопросы, вопросы….

    Зная палешан, как добрых и гостеприимных людей, с удивлением наблюдаю в их глазах разгорающиеся огоньки справедливого гнева, когда они начинают говорить о тех, кто грабил и разрушал здание художественных мастерских и выгонял людей на улицу. Такое преступление сродни действиям гитлеровских войск СС, говорят художники-фронтовики.
    Все виновники устроенного ими святотатства живут в больших, комфортабельных жилищах, называемых теперь особняками, передвигаются в заграничных механических «каретах» С ангельским, невинным видом и муравьиным азартом мельтешат они с кистями и красками в церковных притворах, беспрестанно осеняясь и окропляясь. Трутся у парадных дверей домов искусствоведов, всяких Академий, Союзов, выпрашивая очередную побрякушку. Активно представляются истинными, единственными представителями и правопреемниками палехского искусства. Задолго до рассвета встают они в очередь, расталкивая друг друга локтями, к очередной кормушке с дикими криками о коллективном творчестве. Крайне обижаются, когда оскудевает рука дающего и осыпающего их головы золотым дождем, каким-нибудь званием, медалькой от имени того или иного благодетеля из власть предержащих.
    Все они люди пришлые с пагубными местечковыми пристрастиями, обычаями и совершенно не пригодные для жизни в Палехе. Кажется и родные места, где Господь сподобил их появиться на свет, с горькой отрыжкой выплюнули этих изгоев шататься по свету.
    Шатайтесь на здоровье, только зачем пакостить там, где вас накормили, одели, обучили и дали возможность жить и работать, как нормальным людям. Многие и всю свою родню перетащили в чужое для них село и стали называться палешанами, династиями…
    Вот ведь, как сладки чужие яблочки! Ай да Палех! – Райский уголок!

    Боюсь, что может сложиться не очень хорошая ситуация, когда загрустившие палешане по русскому обычаю начнут вылавливать этих мерзавцев и бить им морды, а может и того хуже…
    Поэтому, вероятно, сообществу художников, которого они лишили крыши над головой и теплых намоленных стен мастерских следует посоветовать предложить этим вышеупомянутым шкодникам: – собраться с рабочим инструментом и немедленно начать ремонт разрушенного здания. Потребовать вернуть все украденное имущество, библиотеку и финансовые средства, которые были накоплены не одним поколением мастеров. Ну, а напоследок, выставить их на базарной площади для публичного осуждения, поставить на лбу Каинову печать и отправить туда, откуда они явились, на историческую родину.

    Главный вопрос, почему уникальное искусство стало вдруг безразлично государству, остается без ответа.
    Январь 2010 год.

    С уважением к читателю. Палешанин, бывший фронтовик Голиков Николай Иванович 1924 года рождения. Народный художник России.




    В заключение, помещаем впечатления от посещения села Палех представителей древнего палехского рода Париловых, которые были с группой художников из станицы Михайловки Волгоградской области на этюдах летом 2009 года…

    «…Прочитала Вашу заметку. Полностью согласна с ней. Действительно, многое, написанное в ней, я сама видела и почувствовала. Например, в музее мне бросился в глаза контраст между залами мастеров прежнего Палеха и залом современных мастеров. Действительно про новые работы можно сказать сплошная пестрота. Я высказала свое мнение работнице, ее звали, кажется, Оля, и она в знак согласия даже кивнула головой. Я была удивлена, как такие работы могли поместить в музее. Я понимаю, в каком-нибудь выставочном зале, но в музее должны быть только работы, действительно, чем-то очень замечательные. Так же мы удивились, когда увидели полуразрушенное здание, с разбитыми стеклами в окнах. И это оказались мастерские! Не где-нибудь, а в селе Палех, которое славилось на весь мир своими художниками! Конечно все это, как нельзя лучше, характеризует местную власть, ее отношение к искусству. Можно догадаться о ее отношении к творческим людям и к памяти тех, кого уже нет, но кто заработал эту всемирную славу. Палех тем и отличался от Холуя и др. сел, что над работами художники трудились долго, кропотливо, не из коммерческих соображений. Но сейчас другое время. Раньше, я читала, не каждую работу у художника принимали. Могли вернуть на доработку, указывали на ошибки. А сейчас каждый сам себе хозяин. И с авторскими правами в нашей стране полный беспредел. Конечно, можно через суд чего-то добиться. Но разве пойдет художник в суд. Суд - это время, здоровье и деньги. Я представляю, как горько видеть Вам этот памятник надругательства над палехскими мастерами. Когда мы проходили мимо. то с удивлением увидели, что там на стенах висят брошенные стенды с уникальными фотографиями. Вы знаете, это было ужасно видеть. Может этот вопрос надо решать на уровне правительства. Вы не пробовали?
    Когда прочитала первые строки заметки, у меня сердце защемило. В Палехе осталась частица моей души. Пишу эти строки и у меня сразу слезы на глазах. Так обидно за всех. Сколько люди пережили, как пострадали, а кто и погиб. Мне вообще всех людей жалко. Что-то все суетятся, отвоевывают место под солнцем, а все пройдет и ничего не нужно. Только искусство вечно, особенно изобразительное. Оно и спасает в этой жизни от всякого уныния, и есть смысл жизни…»
    Галина Парилова лето 2009 г.

      http://yrgens.livejournal.com/

0

570

И пара-тройка "палехов" для разбора
нашими знатоками и любителями.
Будем глаз вострить и оттачивать. :))

http://s51.radikal.ru/i133/0908/c6/dece9f2601e1.jpg

http://palekh-parilov.narod.ru/vio/Blagov5b.jpg

http://palekh-parilov.narod.ru/img1/Carevna1.jpg

http://palekh-parilov.narod.ru/vio/Vas_eg.jpg

http://www.palekh-lik.ru/icon-painting/0050.jpg

http://www.loukin.ru/mini/winter.jpg

0

571

И фрески.

http://www.palekh-hram.ru/fresco/chas/c013.jpg

http://www.palekh-hram.ru/fresco/chas/c002.jpg

0

572

И для Биса спецом -- фарфор,
роспись И.И. Голикова.

http://palekh.narod.ru/g/golikov/golii_85.jpg

0

573

Катя, БРАВО! По-поводу замечаний на статью Кочетовой, я тоже её читал.... Аналитик она сильный и взгляд руководителя какой современный  http://www.kolobok.us/smiles/standart/swoon2.gif  http://www.kolobok.us/smiles/big_madhouse/wacko3.gif. "Царица морская". Хотя, каждый имеет право на своё мнение  и господин Карпенков, может, достаточно резко высказался в некоторых местах и чувство "накипело" лучше выражать в подобных нашему форуму и других местах, а если это официальное письмо в редакцию вряд-ли оно будет напечтано... А вот мысли в нём достаточно объективно отражают другую сторон зрения. ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО! Побольше бы таких! Я иногда читаю палехскую прессу. И вот чо меня умиляет: 1. Конечно же подобные статьи от "Товарищества "Палех" 2. ОТношение властей к ПЛМ 3. И это первенство - статьи художников о самих себе ко дню рождения или к другой дате, а иногда и без повода. Без умиления читать невозможно.... Посмотрите на меня-гения, который удостоил счастья всех палешан, что ходит рядом с ними по одной улице. Хоть бы псевдоним для публикаций взяли, а то уж совсем комично смотрися...
  И вот таким инфоматериалом кормят палешан, подсовывают статеечки в кабинеты. И Бог бы со всеми ними, каждый выживает как может и ищет себе корм... Но вот, извините, БЛИН, формируется УРОДЛИВАЯ КАРТИНА и УРОДЛИВЫЙ МИР под названием ПЛМ. Где же романтическая картина "Села Академии"?! Я помню Палех 80-х, с панно на чистых улицах, красивым рестораном, мастерскими и прочим. Районная газета - это не совсем то место где нужно "мнениями обмениваться", просто места нехватит, а жаль...
Я вот своё мнеие скажу по-поводу шедевров стариков ПЛМ. Думаю, что эти ребята, не смотря на трудности быта, трудились, творили и создавали свои работы отдавая всего себя свободно не задумывась сколько они получат и как потратят средства, на новый плазменный ТВ или оплатят кредит за машину. Аналогию можно провести с Олимпийскими играми. Сборная - просрали))) Паролимпийские - выиграли! Но какая разница между этими людьми... Одни машинки и прочие привилегии зарабатывать идут, причём уже звёзды мы мол))) А другие идут выигрывать, биться ради победы. Вот с современниками ПЛМ таже ситуация, на мой взгляд, идеалов никаких, обменивают время на деньги.... Вот и результат такой, такие вот "палехи"

Отредактировано ВK (30-03-2010 22:56:32)

0

574

ВK написал(а):

И районная газета - это не совсем то место где нужно "мнениями обмениваться", просто места нехватит, а жаль...

Слава Инету!
ВК, напечатанное здесь, в нашей
маленькой компании, уже достояние
всего глобала.
Не тушуйтесь! Жгите глаголом,
мы Вам, Фёкле, палешанину...
подставляем  плечо и подмогу.

0

575

ВK написал(а):

и господин Карпенков, может, достаточно резко высказался

Кто он?
Мне он очень глянулся. :))

ВK написал(а):

Вот и результат такой, такие вот "палехи"

Но нас-то не надуришь, а?
Вот и будем продолжать эту тему,
чтобы не надуривали.

0

576

Катя написал(а):
ВK написал(а):

И районная газета - это не совсем то место где нужно "мнениями обмениваться", просто места нехватит, а жаль...

Слава Инету!
ВК, напечатанное здесь, в нашей
маленькой компании, уже достояние
всего глобала.
Не тушуйтесь! Жгите глаголом,
мы Вам, Фёкле, палешанину...
подставляем  плечо и подмогу.

Да, да, Инет существенно расширил горизонты общения! Слава Инету!!! И объективно говоря, информация предоставленная здесь участниками форума ЭКСКЛЮЗИВНА!
Глаголом пожгу ещё где надо не сомневайтесь!
"мы Вам, Фёкле, палешанину...
подставляем  плечо и подмогу.
" - мы это кто ? Просто интересно http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif
Да  и я Вас не оставлю  http://www.kolobok.us/smiles/standart/drinks.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/grin.gif
Спасибо за поддержку! http://s40.radikal.ru/i089/0909/d8/82c213e71b21.gif

0

577

Катя написал(а):
ВK написал(а):

и господин Карпенков, может, достаточно резко высказался

Кто он?
Мне он очень глянулся. :))

ВK написал(а):

Вот и результат такой, такие вот "палехи"

Но нас-то не надуришь, а?
Вот и будем продолжать эту тему,
чтобы не надуривали.

А вот его то я и не знаю)))) Как это я его упустил - сам не понимаю)))

Ага, надурили -где сели там и слезли, да, ещё и вдогонку получили! Сравним иконы, да?
http://i014.radikal.ru/1003/ac/233e5589dead.jpg
http://s40.radikal.ru/i090/1003/a9/36abf3285723.jpg
http://s52.radikal.ru/i135/1003/3e/9de8eec1984c.jpg

Отредактировано ВK (31-03-2010 23:31:06)

0

578

ВK написал(а):

Сравним иконы, да?

По каким критериям?
Это -- не иконы. :))
Это лубок на "святые" сюжеты.

0

579

Катя написал(а):
ВK написал(а):

Сравним иконы, да?

По каким критериям?
Это -- не иконы. :))
Это лубок на "святые" сюжеты.

Где лубок?

0

580

ВK написал(а):

Где лубок?

На "досках".
***Лубок не в буквальном
смысле, а переносном.

0

581

Катя написал(а):
ВK написал(а):

Где лубок?

На "досках".
***Лубок не в буквальном
смысле, а переносном.

Если про мои фото, то, это сокровищница палехского музея! И выдающиеся образцы палехской иконописи 19 века, описанные во всех книгах посвящённых иконописи Палеха)))

Отредактировано ВK (01-04-2010 00:00:47)

0

582

_xy написал(а):
Катя написал(а):

И пара-тройка "палехов" для разбора

А хто это на четвёртой репродукции сверху?
Чуть ниже и правей Георгия Победоносца?

У Париловых спросите)

0

583

_xy написал(а):
ВK написал(а):

У Париловых спросите)

А Вы знаете?
Почему бы не ответить?

Знал бы - сказал)))) Не жалко  http://www.kolobok.us/smiles/standart/drinks.gif

0

584

ВK написал(а):

Если про мои фото, то, это сокровищница палехского музея!

Это копии.
Нет?

0

585

Катя написал(а):
ВK написал(а):

Если про мои фото, то, это сокровищница палехского музея!

Это копии.
Нет?

Это оригиналы! Ну а если кто сумеет сделать "один в один" или почти так, то честь и хвала им)))

0

586

_xy написал(а):
ВK написал(а):

Знал бы - сказал)))) Не жалко

Понятно.
Кто то купил себе нетленку.

В см?

0

587

_xy написал(а):

А хто это на четвёртой репродукции сверху?

Некто, заказавший и получивший
свой портрет "палехского письма".
Есть имя и фамилия, но это неважно.

0

588

_xy написал(а):
ВK написал(а):

В см?

На Арбате сидят уличные художники. За 500 рублей и 15 минут портрет в карандаше.
Но это каждому.
А вот "Палех" не каждому и не за 500 р.
Вот я и говорю, что кто то (кто изображен рядом с Георгием Победоносцем (удивлён, что не в обнимку) купил себе нетленку)
-------
Или "В см"(с) относилось к слову "нетленка"?

да, точно замечено!
"В см", тоже относилсь к слову нетленка))

0

589

_xy написал(а):

Нет Кать, это важно.

Виновата! Исправлюсь.
В следующий раз, этого дядю
я уже не помню, но точно не
Лужок.

0

590

_xy написал(а):

И ещё.Мне кажется, что это не совсем портрет.

Совершенно правильное замечание - это вообще не портрет, а не очень хорошая копия фотографии неизвестного. 100% - нетленка. Композиционно не выстроена. Заказная слабенькая вещица. Явно, для поддержания штанов.

0

591

Катя написал(а):

Фёкла, какой год?И что за здание?Храм?Какой? Как, вообще, художники относилиськ вере, церкви...

Это начало 30-х годов, у музея Восточных Культур, Москва. Жили по - Божески, работали от зари до зари. Святые люди были. Нам до них не дотянуться, но пытаемся!
  Катя! Извини, что влез в вопрос, заданный Фекле. Прошу прощения!

Отредактировано палешанин (01-04-2010 12:16:48)

0

592

Катя написал(а):

И фрески.

Очень слабы! Ни Духа, ни цвета!

Отредактировано палешанин (01-04-2010 15:43:45)

+1

593

"Разморённые солнцем" три политические "девы" палехской администрации или посиделки в закромах малой Родины. Глава администрации в центре и ее заместители. Крайняя справа - "освоила" профессию искусствоведа Палеха. Ну, очень "освоила...."
Это фото получил в подарок от местной власти Ник. Ив. Голиков в честь своего 85-летия и 50 рублей в довесок. Все в одном конвертике. И по сегодняшний день он думает, что этот жест означает. Во! Сюжет, а? Сюжет!!!!!!!!!!
http://i026.radikal.ru/1004/16/6420155de094.jpg

Отредактировано палешанин (01-04-2010 16:07:28)

0

594

Катя написал(а):

но точно неЛужок.

Конечно уж не Лужок! Лужок же без волос, да и не похож вовсе. Палешане в армии похлеще писали - главкома Толубко со сценами жития вокруг. Это было в 70-х годах, в Одинцове. Тоже из сериии "нетленок"

0

595

Катя написал(а):

Кто он?Мне он очень глянулся.

Карпенков Василий Николаевич. Его предки из Ковшовской слободы близ Палеха - иконописцы. Ученик и последователь блестящего знатока народного русского искусства Михаила Порфирьевича Сокольникова. Живет на две страны Россия и Германия. С юности собирает и коллекционирует произведения старых мастеров Палеха. От его статьи шарахнулись все местные "демоны." Крыть-то им нечем! Двумя словами поставил все и всех на свои места. Блестящая полемика. Про Гроссберг ничего резкого не вижу. По сути - прав.

+1

596

Катя написал(а):

И пара-тройка "палехов" для разборанашими знатоками и любителями.Будем глаз вострить и оттачивать.

Затупим мы глаз на таких примерах! Хотя, для сравнения можно и этакое безобразие выложить.

0

597

ВK написал(а):

Сравним иконы, да?

Поздние палехские иконы - как и повсеместно, упадок русской живописи. Натурализм, объемчики, светотени и прочие фокусы. Мало интересно. Только, как пример  иконописного заката. Учиться на таких образцах не нужно. Вот были в Крестовоздвиженском храме старые акафисты - вот пример достойный.

0

598

палешанин написал(а):

Палешане в армии похлеще писали - главкома Толубко со сценами жития вокруг. Это было в 70-х годах, в Одинцове. Тоже из сериии "нетленок"

Какая прелесть!
Есть фотоснимок?
Хорошо бы глянуть.

0

599

палешанин написал(а):

Хотя, для сравнения можно и этакое безобразие выложить.

Именно. Для сравнения. Для наглядности.
И хотелось бы, чтобы научили понимать,
почему это плохо, а это хорошо, на что
надо смотреть, как определить ...

0

600

палешанин написал(а):

Карпенков Василий Николаевич.

А его можно к нам пригласить?
Пригласите, пожалуйста.
Вот будет здорово!
С нашими "немцами" познакомим -- Бисом и Ухом.

0

601

палешанин написал(а):

Мало интересно.

Спасибо.
Это совпало и с моим взглядом.

палешанин написал(а):

Только, как пример  иконописного заката.

Из песни слов не выбросишь.

0

602

палешанин написал(а):
ВK написал(а):

Сравним иконы, да?

Поздние палехские иконы - как и повсеместно, упадок русской живописи. Натурализм, объемчики, светотени и прочие фокусы. Мало интересно. Только, как пример  иконописного заката. Учиться на таких образцах не нужно. Вот были в Крестовоздвиженском храме старые акафисты - вот пример достойный.

Так хоть бы такого уровня писали сейчас)))) А для обучения, вы правы - учиться на них не нужно, точнее учитывать все плюсы и минусы - надо, а вот брать за образец стиля не стоит! Видел много подделок-"типа мы копировали" - УЖАС ДИКИЙ!!! Но, вообще, очень достойные образцы!
В Храме не только акафисты были, а ещё много чего интересного, например, минеи...
http://s002.radikal.ru/i200/1004/aa/a9ede9123d1d.jpg
http://s004.radikal.ru/i206/1004/e5/bdd292046236.jpg
http://s42.radikal.ru/i096/1004/27/b6903c38e427.jpg
http://s51.radikal.ru/i134/1004/53/3ff3206537b7.jpg
http://s11.radikal.ru/i184/1004/4d/80ecd6ddd5c6.jpg
http://s14.radikal.ru/i187/1004/e9/17228955f53c.jpg

+1

603

Кстати, Палешанин! Вы, я так понимаю - палехский художник. Давайте выкладывайте свои работы - поговорим, оценим в форуме!

Отредактировано ВK (02-04-2010 03:14:45)

+1

604

ВK написал(а):

Кстати, Палешанин! Вы, я так понимаю - палехский художник. Давайте выкладывайте свои работы - поговорим, оценим в форуме!

Спасибо ВК! Вот с работами на данный момент беда. В наличии несколько вещей, но они в работе и выкладывать нет смысла. Да и честно говоря считаю их, по сравнению со стариками и, допустим, с тем же Ник.Ив., скудненькими. Хоть проработал 40 лет, но надо бы еще два раза по столько. Подумаю, может чуть позже... Но, благодарю за предложение! Пока будем любоваться нашими патриархами!

0

605

ВK написал(а):

В Храме не только акафисты были, а ещё много чего интересного, например, минеи...

Да, и минеи. Но, в акафистах сюжет, сложные и интересные композиции с элементами пейзажа, трав, архитектуры.Высокий стиль! Когда Иван Иванович Голиков работал над "Словом...", то Павел ДМ. Корин ему советовал в первую очередь обратиться именно к вышеупомянутым ак-м. И сразу работа пошла.

0

606

ВK написал(а):

Так хоть бы такого уровня писали сейчас))))

Ну, сейчас большинство себя возомнило преемниками стариков, а может и похлеще того. Под копиями икон и фамилию прилепляют свою, как авторскую. Вообщем - если не мытьем, дак катаньем. Жаль миниатюру забросили, мастерские разорили.

Отредактировано палешанин (02-04-2010 05:02:15)

0

607

Катя написал(а):

А его можно к нам пригласить?

Тоже мечтаю об этом!!! Ему за 80 лет и связь с ним не такая простая. Если повезет... Его мысли и до столицы докатились, сегодня в Палех спецкор. приехал по некоторым сведениям.

0

608

Катя написал(а):

Именно. Для сравнения. Для наглядности.И хотелось бы, чтобы научили понимать,почему это плохо, а это хорошо, на чтонадо смотреть, как определить ...

На душе светлеет! Катя и другие Ваши сподвижники! По моему убеждению, все вы прекрасно разбираетесь и отличаете плохое от хорошего. Поэтому этот форум и привлекает, и затягивает. Отличные человеки здесь! Всем спасибо за понимание!!!!!!!!!!!

+1

609

ВK написал(а):

В Храме не только акафисты были, а ещё много чего интересного, например, минеи...

Жаль, что плохо видно.
Но! Глаза отбирают.
Вот это -- иконы.

0

610

Катя написал(а):

Какая прелесть!Есть фотоснимок?Хорошо бы глянуть.

Если бы! Это было на центральном узле связи ракетных войск страт-го назначения. Какие там фотоаппараты. Хотя умудрялись иногда сами себя фотографировать. Работ там оставили сотни и неплохих. Благодаря художникам полковники быстро становились генералами, майоры - полковниками и т.д. Кто-то из наших вспоминал, как за ночь в штабе на полу нарисовали десятиметровую "Тройку" на генеральскую свадьбу. Взамен - освобождение от подъема в то утро и только. Эксплуатировали нещадно.

0

611

http://www.museum.ru/palekh/pic/r_21_08b.jpg
Сергей Карпычев "Христос", 1910

(и мои любимые ирисы! :) )

0

612

Катя написал(а):

Жаль, что плохо видно.Но! Глаза отбирают.

Наверное за стеклом в музее. Надо в палехских альбомах посмотреть, там по-моему есть немного и печать более-менее

0

613

палешанин написал(а):

Карпенков Василий Николаевич. Его предки из Ковшовской слободы близ Палеха - иконописцы. Ученик и последователь блестящего знатока народного русского искусства Михаила Порфирьевича Сокольникова.

Его родной дед писал?

http://www.museum.ru/palekh/pic/r_21_02b.jpg
Василий Карпенков. "Георгий Победоносец", 2-ая пол. XIX в.

0

614

Катя написал(а):

Сергей Карпычев "Христос", 1910

А что, образ неплохой! Встречаются иконы не стилевые, но во многих Дух и Образ бывают очень сильными. Это уже заслуга художника.

Отредактировано палешанин (02-04-2010 05:26:25)

0

615

Катя написал(а):

Его родной дед писал?

Утверждать не берусь, но какое-то отношение несомненно к этой ветви он имеет.

0

616

Катя написал(а):

Василий Карпенков. "Георгий Победоносец", 2-ая пол. XIX в.

С какой-то европейской картины или гравюры.... таких икон было много, да и сейчас они встречаются в достатке

Отредактировано палешанин (02-04-2010 05:32:49)

0

617

http://s39.radikal.ru/i084/1004/85/85a2ffaf937c.jpg
Апостол Иаков, брат Господень,
и благоверный Иаков Боровичский
с образом поставления св. апостола Иакова в епископы
Палех, конец XIX в.
Дерево, левкас, сусальное золото, темпера.
103,5х63,5 см.
Частное собрание

0

618

Катя написал(а):

Палех, конец XIX в.

Ну что тут говорить. Печальная картина вырождения. Обыкновенная ремесленная икона на продажу. Здесь не только похоже темпера, а  и маслом прошлись

Отредактировано палешанин (02-04-2010 05:39:22)

0

619

http://i080.radikal.ru/1004/8a/2039d47595aa.jpg

Икона не атрибутирована.
Выставлена на продажу.

===================================
Зато вот то, что известно.

http://s005.radikal.ru/i212/1004/49/45d022780cd9.jpg

Икона Акафист Спасителю. Палех.

==========================

И ярославское письмо, которое, как я полагаю,
лежит в корнях палехского.Но это только мои догадки.

http://s16.radikal.ru/i191/1004/da/4a0bafdbcb3a.jpg

0

620

палешанин написал(а):
Катя написал(а):

Сергей Карпычев "Христос", 1910

А что, образ неплохой! Встречаются иконы не стилевые, но во многих Дух и Образ бывают очень сильными. Это уже заслуга художника.

Явление есть. Сияние.Радость и обновление.
И непривычный сюжет, вне канонов.
По стилю ближе западной живописи.
Так?

0

621

Катя написал(а):

И ярославское письмо, которое, как я полагаю, лежит в корнях палехского.Но это только мои догадки.

Ну, Катерина! Вашей интуиции надо памятник ставить! Палехский стиль вобрал в себя и художественно переработал изобразительные элементы из многих школ. Ярославль, конечно, и Новгород, и Москва. По воспоминаниям Ивана Петровича Вакурова - уже в его годы жизни трудно было найти икону настоящего палехского письма. Сейчас мы судим весьма приблизительно.Ему запомнились хорошие иконы, да  и то единичные, когда он еще только был в подмастерьях мальчишкой. Настоящих знатоков иконописи среди художников в старом Палехе были единицы. Один из них - Баканов Иван Михайлович. Это непререкаемый авторитет.

0

622

Катя написал(а):

По стилю ближе западной живописи.Так?

Да.

0

623

Катя написал(а):

Икона не атрибутирована.Выставлена на продажу.

Впечатление, что какой-то нынешний "умелец" прошелся и подновил кое-где. Сейчас у нас вербуют художников в москву специально дописывать и поновлять старые иконы на продажу.

0

624

Сравним!

http://s52.radikal.ru/i135/1003/3e/9de8eec1984c.jpg
То, что предложил ВК, а я назвала "лубком".
========================
http://images.icon-art.info/main/03200-03299/03200.jpg
Иоанн Богослов в молчании.
Школа или худ. центр: Палех
Середина XVIII в.
Дерево, левкас, яичная темпера.
126.5 × 95 см
Государственный музей палехского искусства,
Палех, Россия
Инв. 117
=================
Не надо дурить маленьких, ВК!
:))

0

625

Катя написал(а):

Сравним!

http://s52.radikal.ru/i135/1003/3e/9de8eec1984c.jpg
То, что предложил ВК, а я назвала "лубком".
========================
http://images.icon-art.info/main/03200-03299/03200.jpg
Иоанн Богослов в молчании.
Школа или худ. центр: Палех
Середина XVIII в.
Дерево, левкас, яичная темпера.
126.5 × 95 см
Государственный музей палехского искусства,
Палех, Россия
Инв. 117
=================
Не надо дурить маленьких, ВК!
:))

http://www.kolobok.us/smiles/standart/grin.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/grin.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/grin.gif  Да, нито и не дурит. Это совершенно разные вещи и "назначение", если так можно сказать, разное.

0

626

палешанин написал(а):
Катя написал(а):

Икона не атрибутирована.Выставлена на продажу.

Впечатление, что какой-то нынешний "умелец" прошелся и подновил кое-где. Сейчас у нас вербуют художников в москву специально дописывать и поновлять старые иконы на продажу.

На 90% уверен, что подновили)))

0

627

палешанин написал(а):
ВK написал(а):

В Храме не только акафисты были, а ещё много чего интересного, например, минеи...

Да, и минеи. Но, в акафистах сюжет, сложные и интересные композиции с элементами пейзажа, трав, архитектуры.Высокий стиль! Когда Иван Иванович Голиков работал над "Словом...", то Павел ДМ. Корин ему советовал в первую очередь обратиться именно к вышеупомянутым ак-м. И сразу работа пошла.

Дааа, бузусловно! Коринский совет надо разослать заказными письмами всем "палехским гениям"!

0

628

палешанин написал(а):
Катя написал(а):

Жаль, что плохо видно.Но! Глаза отбирают.

Наверное за стеклом в музее. Надо в палехских альбомах посмотреть, там по-моему есть немного и печать более-менее

Именно оттуда! Есть такой каталог Палехской иконописи (Palekh Icon Painting) Там есть много работ! Очень хороший каталог!

0

629

палешанин написал(а):
ВK написал(а):

Так хоть бы такого уровня писали сейчас))))

Ну, сейчас большинство себя возомнило преемниками стариков, а может и похлеще того. Под копиями икон и фамилию прилепляют свою, как авторскую. Вообщем - если не мытьем, дак катаньем. Жаль миниатюру забросили, мастерские разорили.

Этим "преемникам" в глаза посмотришь...., а если что скажут, то так и хочется, извините, посильней))))

0

630

ВK написал(а):
Катя написал(а):

Сравним!

То, что предложил ВК, а я назвала "лубком".
========================

Иоанн Богослов в молчании.
Школа или худ. центр: Палех
Середина XVIII в.
Дерево, левкас, яичная темпера.
126.5 × 95 см
Государственный музей палехского искусства,
Палех, Россия
Инв. 117
=================
Не надо дурить маленьких, ВК!
:))

Да, нито и не дурит. Это совершенно разные вещи и "назначение", если так можно сказать, разное.

Так расскажите, просветите!
Чего ж только вот так вот свысока "лыбиться"?

0


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Палехские беседы с Фёклой.