"

Частный Клуб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Палехские беседы с Фёклой.


Палехские беседы с Фёклой.

Сообщений 841 страница 910 из 941

841

Катя написал(а):

Фёкла!Может, Александр -- брат или племянник Сергея?Судя по иконам Сергея Карпычева, это уже очень зрелый человек,а писано "Явление" (с ирисами  )аж в 1910 году.

Хотелось мне узнать отчество Александра Карпычева, вдруг этот "Сергей" его отец. Но больше склоняюсь к мысли, что это просто музейная путаница. Отчества никто не помнит, да и не осталось почти никого из старожилов-палешан. Про братьев и племянников также нет слухов.
  Икона 1910 года - это, конечно, рядовая  вещь, каких в Палехе делали сотни. Здесь трудно говорить, что она написана именно зрелым мастером. Мне показывала Зоя Николаевна(покойная на сегодня, к сожалению) - дочь скульптора Н.В. Дыдыкина икону, которую написал её отец будучи 14-летним подмастерьем в иконописной мастерской Сафонова. Если бы она это не сообщила, то эта икона вполне могла претендовать на уровень хорошего опытного художника.
   Катюша! Спасибо за поздравления и пожелания, всем передам обязательно. Мастеру персонально!!! Спасибо за приглашение на этот форум и хорошие знакомства. Я раньше думала, что наш Палех все забыли, а здесь столько думающих и знающих. Кланяюсь всем до земли!!!!!

Отредактировано фёкла (12-01-2011 14:56:41)

0

842

ivolga написал(а):

Сегодня постараюсь ответить почему я заинтересовалась этим человеком.

Хорошо и все очень интересно! Спасибо и Вам!!! Не пропадайте!!!

0

843

Всё!
Пропала Иволга!
Мы так и не узнаем тайну Сергея Карпычева, увы... :dontknow:

0

844

Добрый вечер,Катя!
Я не пропала, у меня не было ни времени, ни сил.
В нашей компании идет налоговая проверка  и мы работаем в аврале.
Когда приходишь домой,выключаешься.
Нет времени самой поискать в интернете информацию,надеюсь только на Вас
Но,самое интересное-это то, как же меня захватила палехская  тема. И не столько работы,сколько биографии мастеров.
И к тому же, я на форуме в своей жизни в первые, боюсь показаться Вам- профессионалам и знатокам ограниченной. :blush:

0

845

ivolga написал(а):

И к тому же, я на форуме в своей жизни в первые, боюсь показаться Вам- профессионалам и знатокам ограниченной.

Ой, да!
Профи только Фёкла, Георгий-палешанин и, возможно, ВК.
А все остальные -- интересанты-любители.
***Форум у нас домашний, уютный.
Не стесняйся, Иволга! Подключайся к любому
разговору в любом разделе, в любой теме,
говори что думаешь и о чём думаешь,
что на душе и что на уме -- никто не осудит,
но спорить будут без обид.

0

846

ivolga написал(а):

В нашей компании идет налоговая проверка  и мы работаем в аврале.

Да?
Это тоже можно "перетереть", но в разделе "Экономика".

0

847

Катя,спасибо за поддержку.
Я написала сообщение Фекле и Вам,но отправила только Фекле.(Вы уж меня простите, в виду моей безграммотности на форуме).
Сможете ли Вы прочесть его у Феклы?

Отредактировано ivolga (14-01-2011 01:55:48)

0

848

ivolga написал(а):

Сможите ли Вы прочесть его у Феклы?

Не-а..
Сугубо личная переписка.
***А что там секретного?
Выставляйте открыто.
(Вы ж всё равно под анонимным ником,
чего смущаться-то.)

0

849

Катя написал(а):

Профи только Фёкла, Георгий-палешанин и, возможно, ВК.А все остальные -- интересанты-любители.

Катюша!!!!! Надо же было тебе выставить меня(про Георгия и ВК не говорю) каким-то профессионалом. Всю жизнь пользуюсь чужими трудами - основоположников, Голиковых, Вакуровых и многих других. Ради Бога убери эти слова про меня из сообщения!!!!! Очень прошу, не делай из меня мировое посмешище!!!!!!!!!!! Теперь и на улицу не выйти с таким "званием".... Вообщем, убирай срочно!!!!!!!!!!!!  :mad:

Отредактировано фёкла (14-01-2011 10:07:13)

0

850

ivolga написал(а):

Я написала сообщение Фекле и Вам

Вы, наверное, говорите  про то сообщение, что на форуме? Тогда оно всем открыто, а ЛС мне не приходило....
Здорово, что ВЫ проявляете интерес к биографиям наших художников. Их жизнь, конечно, намного превосходит по наполненности и драматичности, трагедийности... их же работы. Каких только судеб здесь в Палехе наслушаешься! Впрочем, это, конечно, не только в Палехе....

0

851

ivolga написал(а):

Сегодня постараюсь ответить почему я заинтересовалась этим человеком.

Скажите, пожалуйста, Иволга, почему все-таки КАрпычев??? Разъедает меня бабье любопытство!

Отредактировано фёкла (14-01-2011 09:54:13)

0

852

ivolga написал(а):

И к тому же, я на форуме в своей жизни в первые, боюсь показаться Вам- профессионалам и знатокам ограниченной

Что Вы, Иволга!!!!! В Палехе многие современные художники толком истории возникновения промысла-то не знают, не только ли биографий наших гениев. Музейные работники и те закисли.
  Ваш интерес как раз профессионален и важен!!! Супер, как теперь говорят!!!

0

853

фёкла написал(а):

убери эти слова про меня из сообщения!!!!!

Говори всем, что это Катя сказала. И всё!
:))

0

854

Добрый день, Фекла !
Неужели Вы ничего не получили?
Я вчера так долго писала, а получается, что мое сообщение куда-то пропало?
Постараюсь вечером опять написать.

0

855

ivolga,
зайди в свой прфиль и посмотри "отправленные",
там должно быть всё в сохранности.
*)Отправляй не на # E-mail, а на ЛС.
А Фёкла пусть глянет письмо в своём домашнем эл. ящике,
оно там. :))

0

856

Мой Интерес к биографии Сергея Карпычева для меня оказался случайным.

Итак....

После смерти свекра я и мой муж разбирали в его комнате вещи.
В старой сумочке обнаружила  ветошь,развернула ее,а там оказалась маленькая иконка.
Дело в том,что мой свекр был убежденный коммунист,в Бога не верил и умер не крещенным.
А тут икона.... мы были очень сильно удивлены.

Сама иконка особо ценности не имеет.Такие иконки тиражируют оптом.
По моим подсчетам, икона довольно старая! Лет 70, возможно более. Подсчитала я это исходя из возраста родителей,родственников.
Конечно, я могу и ошибаться, но в том, что ей более 60 - это точно!
Это не оригинал, скорее всего это копия с иконы! На обратной стороне иконки стоит церковная печать! Но она еле различима, подистерта уже из-за времени!
Пытались разглядеть всей семьей с помощью лупы, но так к единому решению и не пришли. Мне кажется, что там написано: первая буква не понятна, вторая и третья либо буква о, либо нули,
затем крест в круге, потом буквы ПО или ЛО, а последнюю не разобрать!

Сам образ на иконе, как картинка из журнала - очень яркие краски.
И очень удивительный стиль самого изображения! Не похоже на то, как изображают лица на других
иконах.Местами остался лак.От этой иконки исходит радость (мое первое впечатление,когда ее увидела и оно осталось до сих пор)

На переднем плане Богородица с Младенцем на руках! По бокам уже не видно,что было нарисовано,поистерто,внизу страждующие и нагие люди, над ними ангелы.
Я воспользовалась помощью интернета, чтобы найти образ, какая именно Богородица изображена.
Вы уже, наверное, поняли, о какой иконе идет речь!
Это образ Богородицы Всех Скорбящих радость. И написал ее Сергей Карпычев.Палех

Я стала искать его работы. Но, увы, оказалось, их всего немного: Ирисы, Плащаница и Мария Египетская.
А больше ничего! Меня это очень расстроило и я решила для своего успокоения почитать про его биографию. Но тут-то оказалось, что не так все просто, о нем ничего нет.
И мне так сильно захотелось узнать больше о судьбе этого иконописца.
Потянула ниточку, вышла на форум Палехские беседы с Фёклой,тут уж стала поступать информация от Вас.
Грустно мне было читать Ваше сообщение, Фекла, о тяжелой его жизни,но все равно хочется узнать еще больше.

Стала читать уже про других художников,смотреть их работы.
В первую очередь меня интересует их работы,а потом уже судьба и творчество.
Ведь зацепила же меня икона С.Карпычева - Богородица Всех Скорбящих радость.

Если у Вас появиться новая информация о Карпычеве,то сообщите об этом,пожалуйста,мне.

Читала Ваши сообщения,смотрела фотографии о Голикове Николае Ивановиче.
Все очень интересно.Замечательный Человек.Низкий поклон ему и здоровья на многие лета!

Вот вроде и все) ничего таинственного и особенного!

Отредактировано ivolga (15-01-2011 01:52:47)

0

857

ivolga написал(а):

А тут икона.... мы были очень сильно удивлены.

Эге-е.., я так и думала. :))
Иволга, фотик цифровой есть?
Давай снимки со всех сторон, будем все вместе разгадывать.
Фёкла Николаю Ивановичу покажет...
***Иконка не может быть "тиражной", её писали живые человеческие руки.
И писали с сердцем и душой, иначе бы ты к нам не попала.

0

858

ivolga написал(а):

Богородицы Всех Скорбящих радость

http://www.lxphoto.ru/components/com_datsogallery/img_originals/2F785823EEB7-24.jpg

Икона Богоматери "Всех скорбящих радость"
Начало XX в.
Сергей Карпычев.
Палехские письма.
Дерево, левкас, яичная темпера.
26,5 х 22 см.
(Музей Палеха.)

0

859

Катя написал(а):

Икона Богоматери "Всех скорбящих радость"

Агония Палехской иконописи, как и по всем Российским иконописным центрам. Масляная, ремесленная живопись.
Хочется верить, что его иконы во время работы у Сафонова были достойными.
  В 70-х годах я насобирала подобных работ в Палехе около 100 штук и все, впоследствии, раздарила. В те времена местные забулдыги  за бутылку красного притаскивали довольно хорошие работы. Но в палехских семьях находилось много и холуйского, и мстерского письма.

0

860

ivolga написал(а):

Добрый день, Фекла !

Дорогая Иволга! Поищу в своих почтовых ящиках Ваше послание. Также огорчена :(
Я также берегу маленькую иконку не очень хорошего письма, но  с драматичной историей многих людей! Прекрасно Вас понимаю и солидарна в бережении памяти!

0

861

фёкла написал(а):

Агония Палехской иконописи, как и по всем Российским иконописным центрам. Масляная, ремесленная живопись.

Почему это случилось с иконописью?
Хотя... уклон к западноевропейству начался гораздо раньше,
ещё в 18-м веке.

0

862

ivolga написал(а):

Читала Ваши сообщения,смотрела фотографии о Голикове Николае Ивановиче.Все очень интересно.Замечательный Человек.Низкий поклон ему и здоровья на многие лета!

Он в курсе всего интересного, что происходит на этом форуме. Человек действительно уникальный. С ним сейчас ведет переписку Моника Копплин-директор музея лаков из Мюнстера, где сейчас проходит выставка "Иван Голиков со товарищи". Она очень жалеет, что ей ничего не сказали о Николае Ивановиче в нашем музее. На мой взгляд дикая вещь! И на открытие выставки в Германии  поехала женщина из музея, которая толком о стариках, разумеется, ничего не могла сказать.
  Н.И. 26 декабря отметил 86 лет. Совершаю набеги в его келью.

Отредактировано фёкла (15-01-2011 11:50:46)

0

863

Катя написал(а):

Почему это случилось с иконописью?

Икона все более становилась товаром для продажи. Уходили из жизни старые мастера, среди иконописцев все больше появлялось красных агитаторов. Например, в Палехе особенно в этом усердствовали иконописцы Зубков, Чикурин... Чикурину мужики даже кличку дали - "Карл Маркс."
   В селах подрывались вековые устои правильной жизни, падала нравственность. Начался отток людей в города, где разложение шло еще быстрее.
  Хотя и раньше в Палехе среди иконописных мастерских было деление на настоящее, древнее письмо и на торговое, денежное.

   Такая же ситуация и сейчас с лаковой миниатюрой в Палехе. Мастерские разрушили, стариков выгнали, многие ушли из жизни. Молодежь овладев начальными ремесленными навыками вообразила вдруг себя великими уже в училище, где руководство совершенно без всяких норм приличия, мягко говоря... В селе появились и первые частные конюшни с выездными лошадями, слуги, челядь. Замашки барские, а результат в творчестве - слезы.

Отредактировано фёкла (15-01-2011 12:08:56)

0

864

А вот в Холуйском художественном  училище жизнь протекает более энергично. Открыто отделение финифти, готовится распахнуть двери новое здание училища. Директор Михаил Печкин продолжает активно колесить по Европе. Недавно вернулся из Китая, где побывал с выставкой и мастер-классом.

0

865

Эге-е.., я так и думала. :))
Иволга, фотик цифровой есть?
Давай снимки со всех сторон, будем все вместе разгадывать.
Фёкла Николаю Ивановичу покажет...
***Иконка не может быть "тиражной", её писали живые человеческие руки.
И писали с сердцем и душой, иначе бы ты к нам не попала.

Я работаю в компании Кодак. Попрошу наших ребят специалистов по фотографии сделать мне снимки.
Разумеется у них получится лучше.

Отредактировано ivolga (15-01-2011 17:34:36)

0

866

фёкла написал(а):

Открыто отделение финифти,

Да?
Интересно...
Где бы глянуть?

0

867

фёкла написал(а):

Я также берегу маленькую иконку не очень хорошего письма, но  с драматичной историей многих людей! Прекрасно Вас понимаю и солидарна в бережении памяти!

Большое спасибо за понимание! Для меня это важно!
Это память  о моих родственниках.
Да и сама иконка согревает душу.

+1

868

:flag:

Отредактировано ivolga (15-01-2011 14:28:03)

0

869

фёкла написал(а):

Агония Палехской иконописи, как и по всем Российским иконописным центрам. Масляная, ремесленная живопись.
Хочется верить, что его иконы во время работы у Сафонова были достойными.

Фекла, что Вы имели в виду, написав, что иконы у Сафонова были достойными? Мне бы хотелось, услышать Ваше мнение по этому поводу!

Я бы очень хотела посетить Палехский музей и поселок! Подскажите, когда это лучше сделать! Чтобы избежать наплыв туристов!
Также, мне бы очень хотелось, в живую увидеть и возможно пообщаться с художником Н. И. Голиковым. Возможно ли это?

0

870

ivolga написал(а):

Фекла, что Вы имели в виду, написав, что иконы у Сафонова были достойными? Мне бы хотелось, услышать Ваше мнение по этому поводу!
            Я бы очень хотела посетить Палехский музей и поселок! Подскажите, когда это лучше сделать! Чтобы избежать наплыв туристов!Также, мне бы очень хотелось, в живую увидеть и возможно пообщаться с художником Н. И. Голиковым. Возможно ли это?

Мастерская Сафонова была по уровню выполнения икон одной из лучших в России. Он сумел под своей крышей собрать многих опытных палехских мастеров. Оплата их была также самой высокой. Он и сам был прекрасным знатоком и иконописцем. Хорошо знал историю древнерусской живописи. Палешане старались именно к нему отправить на учебу своих малолетних чад. Я застала еще не разрушенные его мастерские, на высоченном фундаменте, с огромным подвалом и огромными окнами. Нам раньше внушали, что иконописцы работали в тяжелых условиях, в темных маленьких комнатках... Чушь полнейшая! Своим лучшим мастерам он строил или помогал строить дома, платил деньги вперед. Например, Аристарху Дыдыкину он давал возможность работать над небольшой иконкой год, но Дыдыкин выдавал к такому сроку мировой шедевр.
   Туристов стало сейчас заметно больше, но особенного ажиотажа нет. Так что это не помеха при посещении Палеха и музея. Думаю, что
с Н.И. Голиковым можно встретиться. Все будет зависит от его самочувствия. Хотелось бы, чтобы ВЫ ему перед поездкой предварительно о себе что-то рассказали. Он человек необычайно простой и рад всякому неравнодушному к искусству. У них есть своя майл-почта. Если Вам потребуется, могу выслать. Думаю, что время для визита лучше выбрать весна-лето.  Здесь есть частная гостинница, посредственный трактир и отсустствие общественных туалетов.
  Можете посетить и Холуйский музей - это  в 40 км. от Палеха. Там более живописные места и такие же уникальные есть мастера. Всем им тоже за 80 годков, но интереснейшие личности.

0

871

http://i035.radikal.ru/1101/4d/5562c3f420e4.jpg

Тот самый Феликс-любитель Палехского искусства из Швейцарии в доме Голиковых на фоне Русской печи. Примерно 5 лет назад.

http://s44.radikal.ru/i103/1101/7d/87c26e83f97d.jpg
он же

http://s54.radikal.ru/i144/1101/a5/af1514bfc9db.jpg

  Работа Михаила Петровича  Вакурова 1930-х годов  "Гулянье в Палехе." Холст.

0

872

http://i001.radikal.ru/1101/0b/d0af4fe6f0da.jpg

Знаменитые художники из Холуя, которых с давних времен прозвали "Фараоны."  Лев Новиков и Людвиг Матяшевич Живностка с неразлучным аккордеоном, который он купил в послевоенной Германии.

http://i014.radikal.ru/1101/f8/1f6ba980c132.jpg
Это Большая Беда Палеха, от которой еле-еле избавились в администрации района. Главный идеолог разрушения нашего промысла.

0

873

http://s49.radikal.ru/i123/1101/b8/7c4107504c2a.jpg
                             
                                 Одна из любимых моих икошек "Параскевушка"

0

874

http://s48.radikal.ru/i120/1101/f4/71e38af36102.jpg
Рисунок Ивана Ивановича Голикова к стихотворению Блока "Двенадцать"

http://i029.radikal.ru/1101/6a/13088bd3644f.jpg
Фрагмент с работы Ивана васильевича Маркичева "Жницы". Довелось копировать в училище

http://s006.radikal.ru/i213/1101/5b/7fc24eba6589.jpg
А вот жница Аристарха Дыдыкина, также посчастливилось копировать

+1

875

http://s43.radikal.ru/i100/1101/90/baad93ff44e7.jpg
Защита дипломных работ в старом Художественном училище Палеха. 1960-е годы прошлого столетия. Рецензирует председатель дипломной комиссии Николай Иванович Голиков.

0

876

http://s48.radikal.ru/i120/1101/f4/71e38af36102.jpg
Интересное ощущение и понимание поэмы.
"Впереди Исус Христос
В белом венчике из роз."
Христа на рисунке нет.
А за спиной -- Россия с её храмами и культурой.
Выгнали Христа из России, лишили души..?

0

877

Для сравнения илл. Ю. Анненкова.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/pic/000290.jpg

***Художники -- современники, свидетели событий,
но с разными глазами, разной культуры, разного менталитета.
И с совершенно разной жизнью и судьбой.

0

878

Катя написал(а):

Выгнали Христа из России, лишили души..?

Чтоб пустить Христа к человекам, им придется сначала научиться мыть ноги ближнему, а разве это можно вообразить? "Мочить в сортирах" - вот девиз нашего  o.O дня....

0

879

http://s011.radikal.ru/i318/1101/64/e3fe7a5bb600.jpg
Коренные палешане:  Иван Салаутин - из раскулаченной семьи, дом которой теперь является государственным Палехским музеем; Николай Голиков - сын И.И.Голикова, художинк; Борис Белоусов - из раскулаченной семьи; Иван Иванович Голиков - сын И.И.Голикова, учитель математики. Все они фронтовики. Фото 60-х годов.

0

880

http://s015.radikal.ru/i331/1101/4f/4f902740b36b.jpg
Николай Голиков после фронтовых окопов угодил На Балтику еще на пять лет.

http://s16.radikal.ru/i190/1101/63/06f876713c04.jpg
Николай Иванович Голиков в 2008 году. Палех

+1

881

http://s50.radikal.ru/i128/1101/0f/13363cae5aec.jpg

                                                        Уважаемые участники форума !!!                    
         
    Вчера 30 января произошел вопиющий случай безнравственного отношения к нашему патриарху Палехского искусства, солдату Второй Мировой Николаю Ивановичу Голикову.
    Резко ухудшилось его состояние здоровья, его супруга ветеран-инвалид войны позвонила на станцию "Скорой помощи" и в ответ от дежурившего фельдшера услышала - "....я никуда не поеду, мне у больного нечего делать, лечитесь сами...."
   Мы отправили  и президенту,и в прокуратуру РФ, и в общприёмную Путина, в минздрав и прочие... свое замечания на такие  преступные действия. Прошу смелых и честных придать этому случаю, как можно большую огласку!!!
  Ко всему прочему, редактор местной  газетенки гражданин Сурин начисто заблокировал доступ материалам, посвященным жизни и творчеству Николая Ивановича, его статьям и мыслям.

Отредактировано фёкла (31-01-2011 12:29:23)

0

882

Фёкла!
Как там у вас?
Как себя чувствует Мастер?
Не поддавайтесь отчаянию, всё образуется.
***Чем мы можем помочь, говори!
Сделаем.

0

883

Катя написал(а):

Фёкла!Как там у вас?Как себя чувствует Мастер?Не поддавайтесь отчаянию, всё образуется.***Чем мы можем помочь, говори!Сделаем.

Катюша! Спасибо, ты наша первая Ласточка!!! Нет в Палехе кардиолога, терапевт бессилен против сильной и продолжительной артмии: 120 - 140 ударов сердца на протяжении уже недели, а может и больше. Конкор и верапамил, моночинкве и продуктал не дают положительной динамики.Большая потеря сил как-то очень резко.
   Может есть здесь грамотные врачи сердечных болезней???

Отредактировано фёкла (31-01-2011 23:19:56)

0

884

фёкла написал(а):

120 - 140 ударов сердца

Уколы нужны...
Умеешь?
Вызывайте "скорую" столько раз, сколько надо! Смотри чем будут снимать тахикардию,
внутримышечные уколы и сама можешь делать, медсестричку можно среди соседок найти.

фёкла написал(а):

Может есть здесь грамотные врачи сердечных болезней???

Пошукай по инету специальный медицинский форум.
===============================
Не падайте духом!

0

885

Фёкла!
Как вы там?
Тахикардию сняли?

0

886

Катя написал(а):

Фёкла!Как вы там?Тахикардию сняли?

на сегодня да, спасибо

0

887

фёкла написал(а):
Катя написал(а):

Фёкла!Как вы там?Тахикардию сняли?

на сегодня да, спасибо

Уже отлично!
Отёки на ногах есть?

0

888

Может есть здесь грамотные врачи сердечных болезней???

Здесь консультироваться не пробовали?

Бесплатная медицинская консультация Кардиолога
http://medik.kruto.org/kardiolog.html

0

889

большой УХ написал(а):

Отёки на ногах есть?

Да, на ступнях

0

890

большой УХ написал(а):

Здесь консультироваться не пробовали?

Сейчас попытаюсь!

0

891

Катя написал(а):

Отёки на ногах есть?

Отеки замечаются от таблеток, когда раньше он их не пил, то не было никаких отеков. Извините меня все.

0

892

http://i061.radikal.ru/1102/1c/1bf6d02a12b3.jpg

Апофеоз лжи Кочетовой или баба на возу.

           Не перестает удивлять художников-палешан и жителей Палеха своими бенефисами  кому-то известная, кому-то не очень Кочетова Таня. Женщина, стоящая у руля большого и темного, как океанские глубины, бизнеса – «Товарищество Палех».
      В аннотации к газетной скрижали местного «Призыва» (в народе – «Трепушка») за 25 января 2011 года о себе и о своей выставке она пишет или с её слов высечено – «…одна из немногих организаций, унаследовавшая историю, традиции и славу некогда единого коллектива палехских художников». Это заявление, вероятно по её мнению, должно наполнить сердца читающих гордостью за спасенную судьбу палехского промысла, заставить их броситься ниц и припасть к стопам новоявленной «наследнице» наших отцов и дедов. Даже славу чужих для нее предков она успела повесить себе на грудь! Вот это номер!!!
       Ну что же, возможно, малолетним или заезжим читателям деятельность и жизнь этой «мессианской» личности покажется действительно великой.
       Но! Нельзя же держать за идиотов тех людей, которые Кочетову знают не понаслышке и газетным фантазиям доморощенных корреспондентов, а, так сказать,  и с лица, и с изнанки.
       С каких градов и весей явилось к нам в Палех сие восхваляемое и почитаемое «божество», и какие традиции оно называет отеческими? Чьих отцов?
       Когда мы читаем строки о том, …в каких непростых условиях создавалась её организация, то здесь, напротив, уместнее сказать, что условия для «Товарищей» были самые благоприятные и простые.
      Большая часть художников соблазнилась по своей неопытности и малодушию на новую самостоятельность и ринулась за легким рублем в новый кооператив, оставив здание почти пустым. Была оставлена и уникальнейшая библиотека с древними дорогими книгами, иконописными подлинниками. В том числе было редчайшее старинное китайское издание с рукописными  миниатюрами, которое никому не выдавалось и в силу его бесценности хранилось в библиотечном сейфе. Огромный валютный счет, накопленный каторжным трудом всех предшествующих поколений, все имущество движимое и недвижимое…
      Здесь вдруг и появились шакалы-мародеры (по другому их и назвать-то нельзя), окрестившие себя «Товариществом Палех». Прикрываясь полукриминальной крышей администрации в лице Виноградовой, Сенягина и заручившись властной круговой порукой, Кочетова со товарищи почувствовали запах наживы и стаей набросились на лакомый кусок, не брезгуя и глОтками друг друга, если вдруг кто-то из них начинал требовать более, чем предписано вожаками.
       Появление «Товарищей» и знаменовало полное забвение традиций Палеха, памяти основателей его искусства.
      И до какого же бесстыдства и наглости надо докатиться, проводя знак равновеликости между собой и основоположниками?! На одной чаше весов истории мы видим Голикова, Глазунова, Бакушинского, Жидкова, Сокольникова, Баканова, Вакуровых, Ватагина, Маркичева, Дыдыкина, Колесова, Баженова, Каурцева, Зубковых, Котухиных, Вихревых, Хохловых, Сафонова, Салаутина, Белоусовых (не путать с Романом Белоусовым), Правдина, Париловых и многих, многих других славных имен палешан и их верных помощников, учителей, друзей, неразрывно связанных с отеческими корнями.
      На другую чашу, сталкивая с нее друг друга,  гроздьями повисли Кочетовы, Гроссберги, Зотовы, Ливановы, Морокины, Каманины, Смирновы, Бровкины, Шуркусы, и другие «наследнички», абсолютно молчащие о своих истинных корнях, но пытающиеся безуспешно привить свои отростки к могучему и прекрасному древу Палеха.
     Ну, право же, гражданка Кочетова! Вы и сами все это прекрасно знаете и видите! На весах истории со стороны основоположников Созидание, а вы олицетворяете Разрушение и оскорбление их памяти. Они создали художественные мастерские,  вы их разрушили и украли все, что вам никоим образом не принадлежало. Вы с азартом гончей собаки постоянно декларируете себя наследницей славы «стариков», но это уже явный перебор и дурной бред непроспавшегося забулдыги.
     Неужели Вы забыли, как вы лично со своей сворой деградирующих личностей  выгоняли прославленных и знаменитых художников из их родных мастерских?!. Как могли Вы дойти до такого края??!!!
     Кем и откуда вы приехали в Палех?! Вы, вероятно, по образованию ткачиха, но, как говорят в Палехе не очень доучившаяся или очень недоучившаяся? Не стесняйтесь! Расскажите  нам, где же Вы так наблошнились прирастать   к чужим отеческим корням? Может быть, работая лаборанткой на льнозаводе или секретарем в районном суде, прокуратуре? И кто Вам помог так легко, вдруг очутиться в притворе художественных мастерских и, будучи машинисткой, узнав все дворцовые тайны и интриги, прибрать и разграбить наше кровное наследие? Кто же Вы на самом деле? Падший ангел или злой демон, явившийся погубить чудесный цветок Палехского искусства?!
     Вновь Вы продолжаете с «кашей» во рту лгать людям о каком-то первенстве своих «товарищей»,  о возрождении традиций, иконописи. Откройте глаза и посмотрите работы других художников! Иконопись никуда не пропадала, кому это было необходимо, тот постоянно обращался к этому материалу, несмотря на расцвет «развитого соцреализма» 30-40-50-60-х годов. Писали иконы и в сталинские, хрущевские, брежневские времена, и никто себя в грудь не бил и не вешал себе ярлык возрождения. Невозможно возрождать то, что никогда не умирало.
      Ваш муж, тем временем писал «Мальчиша-Кибальчиша», «Тачанки» и прочую неразбериху, пробивая себе и Вам светлую дорогу к комсомольским премиям, к теплому месту в коммунистическом раю. Неужели Вы совершенно не осознаете, что все Ваши изречения похожи на базарный вздор ошалелой бабы?!
      Далее Вы бравируете выставкой «палехских» икон своих подопечных в патриарших палатах.
     Во-первых, с чего вы решили назвать их палехскими? По каким таким меркам и признакам? Наверняка, это лишь копии с икон, которых сейчас в Палехе пруд пруди и все, кому не лень, именуют их палехскими. Но! В них нет ни духа, ни цвета, ни рисунка палехского. Это обычное ремесленное подражание оригиналам.
    Во-вторых, есть художники, чьи работы выставлялись в библиотеке конгресса США, летали в космос,  находятся у богатейших людей и коллекционеров мира. И что из того?
    В-третьих, кем конкретно отмечался высокий уровень мастерства ваших работ? Наверняка, эти ценители или ничего не понимают, или не видели настоящего подлинного искусства Палеха и проглотили то, что Вы им подсунули. Самые главные знатоки палехского это наши патриархи, хоть им всем за 80, но чувство стиля у них в крови.  А образцы работ основоположников есть в музее. Идите, смотрите и учитесь, если ума хватит! 
     Статейка, напечатанная в местной райгазете упоминает и речь местной головы новой администрации Крупина, который, по-видимому, заразился словесной ахиней Таньки Кочетовой и его тоже понесло…
     Он вдруг заявил, что «…Палех уже не так широко известен и почитаем, как прежде. И отметил, что райадминистрации и художникам надо вместе подумать, как добиться госзаказа на самобытные изделия…»     
       Госзаказы, дорогой ты наш Уполномоченный, остались в «светлом советском прошлом» и кроме жизни от зарплаты до зарплаты, геморроя, инсультов, психушек, ЛТП, преждевременной слепоты и другой дряни художники мало что получили. Кормились в основном те, кто уселся в кресла  правления палехского союза художников и, разумеется, дирекция со своей челядью. А кормить местных мздоимцев-чиновников и повышать их рейтинг – нет, увольте, хватит!!!
      Гражданин Крупин, а Вы разве не в курсе, что на днях открывается вторая выставка настоящего Палехского Искусства в Германии? После Мюнстера её принимает Берлин!!! 
      К тому  же немцы издали прекрасный каталог с уникальнейшими работами наших основоположников и, слава Богу, не разбавили его современными. Это лучшее издание из всех каталогов по Палеху за всю современную историю палехского искусства.
     Только почему-то Вашу фаворитку  администрации Кочетову с её «творческим достижениями и отеческими традициями» они обошли вниманием, несмотря на её болтовню и саморекламу
       Вот и швейцарец Феликс с директором-подругой из музея Реклингхаузена (Германия) не отказываются покупать работы и регулярно посещают наши палестины. А вы говорите – не почитают, не известен. Кому надо и кто понимает – тому очень хорошо известен, а халтуру теперь Вы никому не всучите и это очень хорошо. Хотя, может, Вы через госказ хотите государство надуть? Но теперь за такое мошенничество запросто сажают вашего брата.
      Вообще-то, это даже неприлично с Вашей стороны вмешиваться в нашу творческую кухню. Понимаете ли Вы,  что такое Палехский Стиль?! Не однокурсник ли Вы Таньки Кочетовой по её «университетам?»
     Слушайте, Сельская Голова, вы давайте думайте и решайте народно-хозяйственые вопросы и создавайте рабочие места.
      Займитесь, наконец, своими делами. Вкручивайте лампочки в фонари на столбах, ремонтируйте и чистите от грязи и снега дороги, помогайте сирым и убогим, участникам войны, откройте дешевую общественную баню, которую зачем-то ваши коллеги продали или пропили. Достройте новые художественные мастерские, хотя они, как говорят в народе, тоже пропиты вашими предшественниками.
     Чего ж Вы не спросили Кочетову, зачем она разорила и разграбила здание, где работали величайшие Мастера и которое  теперь позорно красуется выбитыми стеклами и треснутыми стенами в самом центре нашего села. Водили бы лично туда экскурсии и рассказывали, как уничтожала шайка Кочетовой-Гроссберг со своей шантрапой уникальное искусство, запуская в сердце Палеха свои ядовитые метастазы… Неужели Вы ничего не знаете, кроме заклинания «госзаказ»…
      Что мешает местной власти заставить распоясавшуюся, приблудную бабу привести в надлежащий вид уникальное здание, вернуть его Палеху, художникам вместе с имуществом, библиотекой, автомобильным транспортом и, конечно, общим валютным счетом? 
   
   
                                                                     
                                          Палешане, художники, жители села. 2011 год.

Отредактировано фёкла (06-02-2011 12:48:33)

0

893

фёкла написал(а):

Апофеоз лжи Кочетовой или баба на возу.

Фекла, ты всех опередила! Но у меня есть вариант этого письма, чуть изменённый почему-то. Вообщем все правильно, давно пора возжи натягивать. Танька баба наглая, к искусству абсолютно равнодушная, а вот к "зелени" нюх имеет отменный. Удивительно, чем она сходу купила Крупина? Или он круглый болван, или просит себе местечко у корыта. По стопам Гальки Виноградовой двинулся, начал руководить художниками. Ну и ну!

0

894

Уважаемая Фёкла, спасибо за информацию и добрые слова об Алексее Васильевиче Салапине. Это брат моей бабушки со стороны мамы. К информации об арестах 1923 и 1942 гг. следует добавить еще арест в 1937 г. в г. Иваново, осуждение на ссылку (?) на 5 лет (Книга памяти: Ивановская область. – Иваново: Ивановская газета, 1997. – Т.6. - С.202). По официальной справке о реабилитации, полученной дочерью Алексея Васильевича, дата смерти совпадает с датой осуждения в 1942 г., так что, вероятнее всего, это действительно были "10 лет без права переписки". Арест 1923 г., видимо, был связан с чисткой Владимирского губернского правления кустарно-промысловой кооперации от "анисоветских" элементов  (см. "Совершенно секретно": Лубянка - Сталину о положении в стране. - Т.1, ч.2. - М.: ИРИ РАН, 2001. - С.881.
В Палехском художественном училище учились мои отец и мама, мама работала в мастерских накануне войны и сразу после нее.

0

895

Если я правильно понимаю, это выпуск, в котором ПХУ оканчивал мой отец. Значит, это 1948 год.

Катя написал(а):

http://s16.radikal.ru/i191/1003/ef/32f4ab842432.jpg

Выпускники и преподаватели ПХУ.

1949(?) год.

обратная сторона

Подробности: По словам Александра Ивановича Ковалева, директора мастерских в 70—80-х
Верхний ряд (слева на право):
5 – Кухаркина Екатерина, 6 – Маркова Галина Григорьевна, (третья справа, в белом) – Папыгина Валентина Алексеевна.

Следующий ряд (самый длинный):
6 (светлый парень без галстука) – Рыбин Павел Капитонович (военрук, физрук в ПХУ), 7 – Никонов Василий Глебович, 10 (в самом центре) – Буторин Дмитрий Николаевич, 11 – Вихрев Николай Фёдорович, предпоследняя – Мельникова Фаина Михайловна, последний – Правдин Николай Александрович.

Следующий ряд (сидячий) слева на право:
2 – Евмененко Константин Куприянович (директор мастерских в середине 50-х), 3 – Дыдыкин Николай Васильевич, 4 – Шемаров Михаил Иванович (директор ПХУ), 6 – Вакуров Иван Петрович, 7 – Зиновьев Николай Михайлович, 8 – Котухин Александр Васильевич.

Нижний ряд (слева на право):
3 – Рябов Виктор Евгениевич, 4 – Кашин Борис Константинович.

О Константине Куприяновиче Евмененко
Рассказывает Рудюк Виталий Кузьмич, полковник в отставке, племянник К. К. Евмененко
Во втором снизу ряду вторым слева сидит мой дядя — Евмененко Константин Куприянович (на снимке он в очках). Константин Куприянович долгие годы был директором Товарищества художников Палеха и одновременно директором Палехского художественного училища.

Родился К. К. Евмененко в декабре 1901 года в селе Романово (после революции — село Ленино) Горецкого района Могилёвской области. Окончил Высшее начальное училище, после учился в Соболевской учительской семинарии (сейчас Соболево — на территории Смоленской области). В 1918 году комсомольцем ушел на гражданскую войну. Был на политработе, комиссаром. После гражданской войны был на советской и партийной работе в Круглянском районе Могилевской области до 1932 года.

В 1932 году поступил в Московское Художественное училище. После окончания училища  получил звание художника и был направлен художественным руководителем в Товарищество художников Палеха, где проработал более 18 лет. Обладая хорошими организаторскими способностями и значительным опытом административной работы, он внёс большой вклад в организацию деятельности палехских художников. Много было проделано им для организации выполнения государственных заказов на уникальную художественную продукцию, в том числе в годы Великой Отечественной войны, когда произведения палешан, пользовавшиеся большим спросом  за рубежами СССР, приносили определённый (и не малый!) валютный доход нашей стране, остро нуждающейся в средствах для разгрома фашизма. О значении этой деятельности говорит и то, что К. К. Евмененко в годы войны был членом Ивановского обкома партии.

Организаторский талант и опыт организации работы художников был оценён, и Константин Куприянович в 1955(6?) году  был направлен в Ереван для организации работы по возрождению армянской художественной миниатюры. В Армении начал терять зрение. Возвратился в Москву и поселился в городе Дмитрове Московской области. Зрение лечил, но безуспешно, зрение  постепенно угасало, и в течение нескольких лет, до самой смерти, Константин Куприянович жил слепым. Был персональным пенсионером.

Умер К. К. Евмененко в сентябре 1981 года, не дожив 3-х месяцев до своего 80-летия. Похоронен в Дмитрове на городском кладбище.

0

896

фёкла написал(а):
Катя написал(а):

и "холуёв"как-то вспомним.

Жил в Холуе замечательный педагог и художник Анатолий Иванович Семенов. Мальчишкой в войну партизанил, подрывал немецкие эшелоны. Он вспоминал, как его покоробило, когда какой-то госчиновник назвал жителей Холуя "холуйцами". Какие мы "холуйцы?" - возразил Семенов, мы - Холуяне! Вот где музыка!
    Сейчас в селе старых мастеров осталось, как и в Палехе - единицы. Это Бабурин, Денисов, Живностка. Очень сильные живописцы.

Анатолий Иванович Семенов - знакомое имя, отец частенько его вспоминал. Если не ошибаюсь, в институте они вместе учились.

0

897

Павел написал(а):

Анатолий Иванович Семенов - знакомое имя, отец частенько его вспоминал.

Павел, отец Ваш живописец? Расскажите поподробнее! Очень интересно!!!

0

898

Мой отец учился в Палехе и всегда с благодарностью вспоминал своего учителя живописи - Андрея Михайловича Корина. После окончания ПХУ (он учился с перерывом на войну) учился в МХПУ им. Калинина (Педагогическое отделение на правах ВУЗа) как раз вместе с А.И.Семеновым. Там его учителями были В.Н.Бакшеев и А.В.Моравов. Был распределен в Загорск (сейчас Сергиев Посад), создал там в художественно-промышленном техникуме (сейчас - колледж) игрушки художественное отделение и до конца жизни там преподавал. Много писал, в основном пейзажи. Благодаря ему владею такими нечастыми умениями (жаль, что не применяю), как "расчинение" яйца для прготовления темперной эмульсии и "творение" красок.
Кстати, московские и подмосковные "палешане" (выпускники ПХУ) довольно активно общались между собой до конца 70-х гг., да и из Палеха порой наезжали художники и у нас останавливались. Помню, как кто-то из них мне, подростку, говорил, что у Е.Вихрева в очерке про "старика в нанковых портках" речь идет о моем прадеде - Василии Алексеевиче Салапине (отце Алексея Василевича и Анны Василевны - моей бабушки).
Дом же Салапиных где-то до середины 80-х стоял почти напротив Крестовоздвиженской церкви, участка через два от дома И.И.Голикова.
Через жену В.А.Салапина - Анну Владимировну (урожденную Белоусову) я родня А.В. и В.В.Котухиным (бабушке они двоюродые братья), а через его дочерей - с Ватагиными и Зубковыми.

Отредактировано Павел (13-02-2011 13:38:41)

+1

899

Павел написал(а):

Через жену В.А.Салапина - Анну Владимировну (урожденную Белоусову) я родня А.В. и В.В.Котухиным (бабушке они двоюродые братья), а через его дочерей - с Ватагиными и Зубковыми.

Жена А.В.Котухина - родная сестра жены Ивана Ивановича Голикова. А вот третья сестра была замужем за Александром Ивановичем Зубковым (расстрелян).

Отредактировано фёкла (13-02-2011 14:12:49)

0

900

bis написал(а):

С удовольствием читаю вашу ветку

Это заслуга наших стариков :flag:

0

901

Павел написал(а):

Там его учителями были В.Н.Бакшеев

У Бакшеева учился Юрий Викторович Жегалов - преподаватель живописи и рисунка в ПХУ 60-70 годы. Возможно, Вы  его знаете... Он также из коренных палешан-иконописцев.

0

902

Павел написал(а):

"расчинение" яйца для прготовления темперной эмульсии и "творение" красок.

Да, это наш жаргон!

0

903

фёкла написал(а):
Павел написал(а):

Через жену В.А.Салапина - Анну Владимировну (урожденную Белоусову) я родня А.В. и В.В.Котухиным (бабушке они двоюродые братья), а через его дочерей - с Ватагиными и Зубковыми.

Жена А.В.Котухина - родная сестра жены Ивана Ивановича Голикова. А вот третья сестра была замужем за Александром Ивановичем Зубковым (расстрелян).

Матерью А.В. и В.В.Котухиных была Наталья Владимировна (урожденная Белоусова), сестра моей прабабушки (жены В.А.Салапина).
Внучка Василия Алексеевича Салапина Татьяна Николаевна (урожденная Караванина) была замужем за М.Ватагиным, их дочь - Олимпиада Михайловна (у меня такое впечатление, что ее в Палехе все знают  :question: ), моя троюродная сестра.
Сестра же А.В. и В.В.Котухиных - Александра Василевна - бабушка Тамары Зубковой.
Так вот все заплетено.

0

904

фёкла написал(а):
Павел написал(а):

Там его учителями были В.Н.Бакшеев

У Бакшеева учился Юрий Викторович Жегалов - преподаватель живописи и рисунка в ПХУ 60-70 годы. Возможно, Вы  его знаете... Он также из коренных палешан-иконописцев.

Да, он бывал у нас - родители его хорошо знали.

0

905

Павел написал(а):

Олимпиада Михайловна (у меня такое впечатление, что ее в Палехе все знают   ), моя троюродная сестра.

Конечно, коренные палешане её прекрасно знают. Она одноклассница Николая Ивановича Голикова.  Я её раньше частенько видела в его доме. Запомнилась она мне с папироской.

0

906

Интересный материал из книги М.М.Громыко "Мир русской деревни" (М.: Молодая гвардия, 1991) (там, Фёкла, и про Ваших предков есть).
/186/Влияние общественного мнения селян на художественное развитие того или иного промысла бывало, разумеется, неоднозначным в разных общинах. В одних складывалась традиция более строгой требовательности к мастерству, в других — снисходительно смотрели на поспешные поделки в угоду запросам рынка. Интересны в этом отношении наблюдения современников, сравнивавших в 80-е годы прошлого века деятельность знаменитых центров иконописания — селений Палех, Холуй и
Мстера.
«Палеховцы сами блюдут достоинство иконного дела»,— писал в 1881 году наблюдатель, побывавший во всех трех селениях и много беседовавший и с их жителями. Как они достигали этого? Никакого формального контроля, подобного проверке в цехах средневековых ремесленников Западной Европы, здесь не было. Все основывалось на общественном мнении. «Хороший, искусный мастер пользуется за это уважением между своими односельчанами, тогда как плохой, неумелый иконник подвергается насмешкам, а какой-нибудь аферист, жертвующий достоинством письма ради возможности получить большую выгоду, наказывается презрением со стороны большинства палеховцев. Такое отношение к делу служит, разумеется, лучшим ручательством в успехе и достоинстве излюбленного палеховцами дела...»
Автор этого сообщения в Комиссию по исследованию кустарной промышленности (при Совете Департамента торговли и мануфактур) делал вывод, что «Палех, по относительному совершенству выпускаемых им работ, может вполне заслуженно назваться Академиею местной иконописи». Большинство иконных мастеров строго придерживались традиции, то есть писали «те самые иконы, которые писал его дед и отец и он сам пишет с самого детства...». Здесь благотворно действовало сочетание общественного мнения и семейной художественной традиции.
Верность традиции не исключала совершенствования мастерства. По мнению исследовательницы Л.Е.Такташовой, в XVIII веке народные иконописцы продолжали развивать стиль своих предшественников, но отличались от них высоким уровнем мастерства: изысканным колоритом, легким и даже изящным рисунком. Об этом говорят невесомые фигуры святых, как бы поднятые вихрем контуры одежд, хрупкие формы ландшафта. От XVIII века сохранились не только датированные иконы палехского письма («Воздвижение Креста», 1733 г. и «Преображение», 1732 г.), но множество подсобных материалов, которыми пользовались /187/ крестьяне-иконописцы. К ним относятся «толковые» и «лицевые» «подлинники»— контурные рисунки с указаниями о том, как следует писать изображение того или иного святого. Они позволяют воспроизвести особенности народной иконописной школы.
Рисунок делали кистью на плотной бумаге. Линию проводили тонкой — в несколько волосков — кисточкой. Использовали уголь, сангину. Сочетание сажи и киновари усиливало декоративность рисунка. Черно-красные ажурные изображения представляют самостоятельную художественную ценность, хотя первоначально имели подготовительное назначение. «Подлинники» XVIII века передавались в семьях иконописцев из поколения в поколение и сохранились до XX века.
Высокий уровень мастерства палешан был тесно связан с их грамотностью, осведомленностью во многих вопросах богословия, древнерусской духовной литературы, традиций изобразительного искусства. Некоторые имели свои библиотеки. В толковых иконописных «подлинниках» XVIII века встречаются ссылки и на светскую литературу: «Дневник путешествий боярина Бориса Петровича Шереметьева в Польшу, Австрию и Италию», «Историю Российскую» Татищева и др.
При писании икон «фряжским стилем» брали образцы из изданий гравюр XVII—XVIII веков. В домах палехских мастеров встречались и рукописи с работами известных граверов. Так, на рукописи с гравюрами Григория Тепчегорского сохранились записи XVIII века о принадлежности «вольноотпущенному» изографу. Использовалось немецкое руководство по рисунку художника И. Д. Прейслера, впервые изданное на русском языке в 1735 году. Появление в Палехе в конце XVIII века нового — фряжского стиля, с которым пришло влияние западноевропейской светской живописи, не нарушило традиционных устоев. Они сохранялись за счет четкого разграничения разных стилей: новгородский и строгановский (следование глубинной русской средневековой иконописной традиции); свой палехский (сложился в XVII веке, наиболее яркое выражение получил в XVIII веке) с его красновато-золотистым колоритом и сложным многофигурным построением клейм; фряжский.
Обычно семья иконописца не порывала связи с землей, вела полнокровное крестьянское хозяйство. Сам же мастер мог отсутствовать подолгу, выполняя заказы в самых различных местах страны. По архивным документам, выявленным Л. Е. Такташовой, в XVIII веке палехские крестьяне имели подряды в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Владимире, Вязниках. Палехскими иконами уже в это время торговали и за пределами России — в Валахии и Сербии. Разумеется, все это создавало благоприятные условия для расширения кругозора не только мастеров, но и жителей всего комплекса селений, занимавшихся иконописным промыслом.
Примечательно, что окрепшая на основе подъема искусства иконописания община Палеха построила на мирские средства в 1762—1774 годах новую каменную церковь Ильи-Пророка. По «Мирскому контракту» во главе строительства стоял московский мастер, но непосредственно руководили работами палешане Иван Першин и Иван Антропов.
Иконописание, как известно, было безымянным: мастера не оставляли своих подписей на иконах. Однако рабочие свои рисунки – /188/ «подлинники»— они подписывали. Поэтому обращение к музейным коллекциям подлинников позволило выявить целую плеяду иконописцев Палеха XVIII века. К их числу принадлежал Евстрат Матвеевич Вакуров — крепостной крестьянин помещиков Бутурлиных (на рубеже XVII—XVIII веков часть села Палех принадлежала И.С.Бутурлину). Крестьяне Вакуровы жили в Палехе в течение XVII века, а возможно,и раньше. Сохранился рисунок кистью «Иоанн Богослов в молчании», мастерски выполненный Е.М.Вакуровым. В XVIII веке иконописью занимался в Палехе и другой Вакуров — Никита. Художественные традиции в этой семье продолжались и в XIX веке, и в советское время.
Потомственными иконописцами были и крепостные крестьяне Салапины (другое написание — Салапьевы). В XVIII веке нам известны двое из них — Петр и Андрей. Икона Андрея Салапина «Царь-царей» (1789 г.) хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Сохранились в Палехе интересные работы XVIII века крепостного крестьянина Алексея Ивановича Шелухина. Он был грамотным, как и другие мастера, и «Успение Богоматери» (конец XVIII века) подписал четко: «Сей рисунок Алексея Ивановича Шелухина». Семья Шелухиных дала впоследствии несколько известных иконописцев.
Художник и искусствовед прошлого века Николай Евграфович Симаков, изучавший художественные промыслы Московской и Владимирской губерний по поручению Комиссии по обследованию кустарной промышленности, дал в 1883 году высокую оценку требовательности в иконописи Палеха, хотя и сетовал на отход от древней традиции. «Тщательность письма и требуемая церковным уставом верность «Подлиннику» давно приобрели славу палеховцам. Нельзя сказать, чтобы их живопись стояла неподвижно; в ней заметно совершенствование и стремление к красоте, что следует, однако, поставить им в упрек, потому что нынешняя палеховская живопись уже утратила величественность византийской живописи, вдавшись в банальную слащавость и миловидность». Обследование Н. Е. Симакова выявило, что выполнением заказов у себя в мастерских и на дому, а также в поездках занимались не только палешане, но и жители окружающих село шести деревень: Дерягина, Маландина, Свергина, Дягилева, Ковшева и Терехова. Крестьянские семьи в этих деревнях сочетали занятия сельским хозяйством и иконописью. Единый художественный стиль объединял весь этот круг селений.
Но и здесь сказывалось давление рыночной конъюнктуры, хотя и.нейтрализуемое в значительной мере строгим настроением общины в целом. В 70—80-х годах XIX века в Палехе было две наиболее известные мастерские, вокруг которых сосредоточивалась деятельность большинства иконописцев. Это были мастерские Сафонова и Коровайкина. Первая занималась (по мнению чиновника, обследовавшего на месте иконописное дело) «исключительно приготовлением образцов высшего достоинства и почти, можно сказать, художественного письма, несмотря на то, что работают в этой мастерской те же местные мастера-самоучки...».
«Сам Сафонов,— писал далее чиновник,— хотя и большой знаток иконного дела, но художественного образования никакого не получил, а научился рисовать в этой же мастерской». В мастерской Сафонова /189/ выполняли заказы для иконостасов и писали местные образа. Часть их писали в самом Палехе, но многие и по месту заказа —выезжали в дальние губернии.
По сведениям Н. Е. Симакова, Сафонов расписывал Грановитую палату в Кремл е, а в 1883 году реставрировал древние фрески в Киеве. «Имя Сафонова известно по всей России». Иконостасы письма его самого и учеников встречались «в Симбирске, Самаре, Саратове, в Сибири, на юге России и даже в Болгарии». Разумеется, такая широта художественных и религиозных контактов оказывала влияние на духовную жизнь всей общины.
С мастерской Сафонова были связаны в 40—80-х годах XIX века семьи потомственных иконописцев — крестьян (до реформы 1861 года-крепостных) Корсаковых (Евграф, Егор и Прокофий Евграфовичи, Петр), Хреновых (выявлено девять мастеров); Белоусовых (известны шесть мастеров) и других.
Мастерская Коровайкина тоже пользовалась широкой известностью, но направления ее работы были не столь безупречны, как в сафоновской. Здесь писали «иконы хорошей работы», но наряду с ними делали и более дешевые —«среднего сорта». Мастерская Коровайкина скупала и реализовывала иконы у отдельных мастеров Палеха, работавших на дому. Это считалось вполне уместным -устраивало обе стороны, уровень мастерства оставался палехским. В укор Коровайкину ставилось другое: скупка и перепродажа икон мстерского письма. В 1880 году, например, Коровайкин закупил в Мстере и отправил в Петербург на две с половиной тысячи фолеонных икон (то есть сделанных из фольги, самых дешевых, обычно невысокого художественного уровня).
Относительно Холуя автор записки полагал, что он (по требовательности к мастерству) занимает промежуточное положение между Палехом и Мстерой. Особенно сетовал наблюдатель на снижение художественного качества икон мстерской работы: Мстера, по его мнению, слишком поддалась влиянию скупщиков и хозяев — фабрикантов, утратив собственные позиции в оценке художественного уровня.
И во Мстере традиции художественных промыслов вносили много интересного в крестьянскую жизнь. Здесь возникло производство лубочных картинок. Мастерская мстерских крестьян Голышевых выпускала яркие и разнообразные лубочные картинки, которыми владимирские офени успешно торговали в разных губерниях. И. А. Голышев учился рисованию в Москве. В родном селе он открыл школу на 60 человек, дети крестьян учились в ней рисунку — из них готовили мастеров лубка.

0

907

Павел, а примеры работ можете показать?
Если есть что, но Вы не знаете, как перенести сюда
из своего ПК, то я или Фёкла поможем.

0

908

Катя написал(а):

Павел, а примеры работ можете показать?
Если есть что, но Вы не знаете, как перенести сюда
из своего ПК, то я или Фёкла поможем.

Катя, а Вы какие работы имеете в виду? Я планирую кое-что отсканировать и сфотографировать, по мере появления - буду выкладывать. Если не справлюсь - обращусь за помощью (спасибо за ее предложение).

Кстати, вопрос к Фёкле. Дипломная работа отца "Взятие Казани Иваном Грозным" (к сожалению, не знаю точно, была ли это шкатулка или пластина) вроде бы должна храниться в Музее или в фонде ПХУ (про судьбу последнего читал с ужасом). Нельзя как-то узнать, есть ли она и достпна ли?

Отредактировано Павел (15-02-2011 00:04:57)

0

909

Павел написал(а):

Катя, а Вы какие работы имеете в виду?

А по ходу Ваших рассказов (фото, живопись...), и какие-то особо
интересные любимые Вами вещи -- персонально, вне контекста.
Вы из Сергиева Посада? Это тоже очень интересное и богатое
русской культурой место. Но это мы тогда заведём отдельную
веточку "Сергиево-Посадские посиделки с Павлом", а?  :surprise:

Павел написал(а):

Я планирую кое-что отсканировать и сфотографировать, по мере появления - буду выкладывать.

Отлично! :))
***Да!
Забыла Вас поприветствовать в нашем "уголке".
Здравствуйте, Павел!
Да будет Вам тепло и душевно в нашей компании.  :flag:

0

910

Павел написал(а):

Кстати, вопрос к Фёкле. Дипломная работа отца "Взятие Казани Иваном Грозным" (к сожалению, не знаю точно, была ли это шкатулка или пластина) вроде бы должна храниться в Музее или в фонде ПХУ (про судьбу последнего читал с ужасом). Нельзя как-то узнать, есть ли она и достпна ли?

Уважаемый Павел! Скажите, пожалуйста, фамилию Вашего батюшки. Если работа в музее, я узнаю. Училищный фонд начали разворовывать давно, но особую лепту сейчас вносит нынешняя дирекция во главе с Мишкой Белоусовым. По словам преподавателей - фонда практически нет.
  Отправила несколько писем и президенту, и в минкультуры с просьбой прекратить это безобразие.

0


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Палехские беседы с Фёклой.