"

Частный Клуб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Палехские беседы с Фёклой - 2>>


Палехские беседы с Фёклой - 2>>

Сообщений 841 страница 910 из 974

841

Отредактировано палешанин (04-02-2012 10:49:44)

0

842

0

843

0

844

0

845

Вообще-то нельзя, но если хочется, то можно. Вот и вся история с этм Кулагиным... Вроде как и  с Путиным иконы есть....

0

846

http://s14.radikal.ru/i187/1202/1c/38fb482a7ce7.jpg

кулагин превратился в старца

0

847

Украден уникальный палех на 8,5 млн рублей

        Искусство ушло в массы. В рабочее время На прошлой неделе 3-е УВД Центрального округа Москвы подвело предварительные итоги следствия по делу о похищении уникальных палехских шкатулок из Музея декоративно-прикладного искусства. По оценкам наблюдателей, суд грозит не ворам (не найдены), а руководству музея — по искам к нему владельцев шкатулок.

        Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства открыт в Москве (Делегатская ул., 3) в 1981 г. Экспонирует фарфор, народные костюмы, резьбу и роспись по дереву, стекло, мебель и т. д. Телефон: (095) 923-77-25.
         
         18 июля смотрители музея обнаружили пропажу 9 ценных шкатулок общей стоимостью 8,5 млн руб. Среди украденного были уникальные работы основателя палехской школы лаковой миниатюры Ивана Голикова: "Праздник", "Шахматисты", "Битва", "Вниз по матушке по Волге". Следов насильственного проникновения в зал музея не было.
         Начальник 64-го отделения милиции Юрий Чечеткин сообщил корреспонденту Ъ, что все похищенные шкатулки — из трех частных коллекций. По сведениям милиции, владельцы произведений (фамилии не разглашаются) собираются потребовать от музея возместить стоимость украденного. А по мнению замначальника 64-го отделения милиции по розыску Владимира Мороза, коллекционеры пострадали из-за халатности руководства музея, не обеспечившего охрану ценностей: на некоторых музейных окнах нет решеток, сигнализация не всегда работает, а на витринах с украденными шкатулками ее вообще не было. Мороз заявил корреспонденту Ъ, что следствие точно установило: похищение совершено в рабочее время музея.
По милицейским данным, специалисты давно указывали музею на бездарную охрану.
         Например, три года назад в "Книге отзывов" посетитель сообщил музею, что "отсюда можно вынести все, и никто этого не заметит", и подписался "Вор-рецидивист".
         Директор музея Владимир Гуляев отказался комментировать корреспонденту Ъ милицейские выводы.
         По мнению экспертов, открытая реализация похищенного ни в стране, ни за рубежом невозможна: все шкатулки уникальны и внесены в международные каталоги.

0

848

михаил написал(а):

Среди украденного были уникальные работы основателя палехской школы лаковой миниатюры Ивана Голикова: "Праздник", "Шахматисты", "Битва", "Вниз по матушке по Волге". Следов насильственного проникновения в зал музея не было.

Ай-я-яй!
Известнейшие вещи...
Всплывут где-то, всплывут.
Можно с пристрастием и коллекционеров потрясти,
неспроста они свои драгоценные шкатулки не застраховали:
страховики за такие миллионы всех на уши поставили бы,
с ними не забалуешь.
***"Шахматистов" люблю,
но их несколько; каких стырили,
интересно.

0

849

Предлагаю вниманию палешан
современный "палех", идущий на продажу в З.Европу.
Цена около $ 1000.

http://www.russianlacquerart.com/cnt/Palekh/0500/006716/images/006716/images/006716_9.jpg?330

http://www.russianlacquerart.com/cnt/Palekh/0500/006716/images/006716/images/006716_6.jpg?848

Художник Женя Шатохина.

0

850

Катя написал(а):

Художник Женя Шатохина.

Впервые слышу эту фамилию. Полный п-ц за 1000 баксов! Посмотреть бы на того мудака, кто покупает этакую дрянь. На всякий случай обращаюсь к этой "Шатохиной" - "Не подписывай слово "Палех", не позорь наш промысел, дура!"
Всыпать бы этой бабе-художнице плетей на палехской площади в базарный день... Бедные наши старики. Наверное, в гробах волчками крутятся.

Отредактировано палешанин (19-02-2012 11:11:00)

0

851

http://s43.radikal.ru/i099/1202/3e/c47d62fe1f3e.jpg

Смотри, "Шатохина" и вникай в настоящее искусство!

0

852

http://s018.radikal.ru/i506/1202/33/1ab679258d58.jpg
Художник Ю.Щаницын-Гроссберг (Хабаровский край), переехал в Палех.Присвоил себе авторство этой композиции. Справа просматривается фамилия Щаницын.

http://s018.radikal.ru/i516/1202/c3/07cbf8aaa1bd.jpg
Это оригинал. Работа Ивана Голикова из села Палех.

Отредактировано михаил (19-02-2012 21:52:52)

0

853

палешанин написал(а):

[url]http://s43.radikal.ru/i099/1202/3e/c47d62fe1f3e.jpg[/url]

Шедевр !

0

854

http://palekh.narod.ru/g/grosberg/groyua01.jpg
ссылка на сайт виртуального музея палехского искусства, на котором обнаружена подделка Щаницына- Гроссберга

Отредактировано михаил (20-02-2012 09:52:19)

0

855

http://s004.radikal.ru/i207/1202/e3/9807c16d4e0b.jpg
http://s018.radikal.ru/i511/1202/64/c8b624a4cca4.jpg
Письмо Алексея Толстого А.И.Зубкову - председателю Артели древнерусской живописи
http://s018.radikal.ru/i510/1202/32/eea954d7f41b.jpg

Отредактировано михаил (20-02-2012 10:13:01)

0

856

Свидетельство этого - подлинное письмо писателя от 20 февраля 1930 года, хранящееся в архивном фонде Палехской художественной артели древней живописи. «Я давно мечтал, - пишет Толстой, - приобрести какое-нибудь изделие Палехской артели… Мне хочется иметь: блюдо или тарелку, шкатулочку размером длины 10-15 сантиметров, круглую или овальную коробочку – работы Ивана Голикова, Ивана Баканова, Ивана Маркичева, Ивана Вакурова, Дмитрия Буторина и Александра Котухина. Сюжеты предоставляю выбрать самим художникам. Одновременно с этим посылаю для Вашей артели две моих книги, а так же 30 рублей задатка. Остальные деньги будут мною уплачены по получении заказа…». Под письмом стоит размашистая подпись, хорошо знакомая любителям литературы - «Алексей Толстой».

0

857

http://s003.radikal.ru/i203/1202/71/7b96310fdb5b.jpghttp://s018.radikal.ru/i518/1202/5e/9bf9200409ab.jpg
Николай Голиков в художественной мастерской.

http://s018.radikal.ru/i514/1202/6a/7f5e7c4c0a24.jpg

Сегодня 20 февраля  ровно год со дня ухода из жизни фронтовика и Русского Художника-палешанина Николая Голикова (1924-2011)
На снимке слева направо известные мастера Палеха и Холуя: Борис Харчев, Михаил Печкин, Виталий Гурылев, Евгений Сивяков, Софья Голикова, Елена Котухина, Людвиг Живностка, Александр Галкин.

Погост у церкви Ильи Пророка. Село Палех, февраль 2012 г.

Отредактировано палешанин (20-02-2012 22:06:36)

0

858

михаил написал(а):

подделка Щаницына- Гроссберга

Рыжий чорт! Совсем обнаглел! Лень самому нарисовать!

0

859

Admin написал(а):

Шедевр !

А то!

0

860

http://s11.radikal.ru/i183/1202/69/99187d1a3a80.jpg
Николай Иванович Бабурин вспоминает своего друга:
 
    Вспоминая Голикова Николая Ивановича
    Народного художника РСФСР.

    С ним я познакомился очень давно, еще во время вступления в Союз Художников. Художники Холуя  входили в состав Палехской организации СХ.
    Николай Иванович на нас всегда производил хорошее впечатление. Добрый и отзывчивый старший товарищ. Своими советами помогал нам в наших работах, которые мы представляли на выставком в Палехскую организацию СХ.
    В дальнейшем наши встречи переросли в дружбу и на протяжении многих лет, и до конца его жизни эту дружбу мы сохранили. Встречи наши были посвящены разным событиям, но всегда вокруг искусства. Разговоры о стиле, о декоративных панно, об иконописи…
   Большой любитель природы, он очень переживал о нарушениях экологии нашего края. Николай Иванович был другом многих художников Холуя, участвовал в работе при защите дипломов в Холуйском  художественном училище, был для нас всегда дорогим гостем и мудрым советчиком.
   Мы всегда будем помнить его советы и добрые пожелания!!!

Светлая Память о замечательном художнике Палеха сохранится в сердцах тех, кто его знал и помнит!

С искренним уважением от холуян Народный художник РСФСР Николай Иванович Бабурин

Светлой памяти Народного художника РСФСР
Николая Ивановича Голикова

   Передо мной большая фотография, на которой мы с женой и сыном в нашем саду под старой, развесистой грушей сидим с Николаем Ивановичем. Вверху компьютерный текст сообщает, что случилось это в июле 2008 года. А еще на фото - красиво вкомпанованы три проекта новых работ Николая Ивановича.
    Ему 84 года. Он приехал ко мне во Мстёру, и мы целый день с удовольствием общались друг с другом. Разговоры, разговоры, разговоры – об одном. Искусство! Русское искусство!!! Некогда – гордость нации!!! Что с ним? Что с людьми? И вечный вопрос: –  Что делать дальше?
   Брошенные в 90-х годах в «дикий» рынок, ненужные своей стране, вычеркнутые из анналов культуры, лишенные авторских прав художники: выживают, ищут, работают. Учатся этой новой, навязанной Западом жизни, надеются. На кого и на что? Кто на Бога, кто на «Союз», кто на коллекционера. Кого-то «пригрели», кого-то забыли за невостребованностью, а другой бедолага бьются  в одиночку. Если Художник – добьется!
   В вялотекущей жизни «Союза» осталось главное – это выставки, они все же стимулируют творческий рост.
    Николай Иванович рассказывает об отце, о «стариках» славного Палеха. Им в те времена тоже было не сладко, но их наследие бесценно. Они родили и поставили на ноги подлинное, великое искусство.   Вскользь упоминает Великую Отечественную войну и свой счастливый случай – как по воле его величества случая или Божией воле, остался жить.
    Кинолентой протекают перед глазами года наших общений, начавшихся еще в далекие шестидесятые. Вспоминаем до мелочей наши встречи, дебаты при обильных  дружеских возлияниях. Уха из мстерских лещей, сваренная прямо в огороде Николая Ивановича, добрые хлопоты его жены – урожденной Софьи Михайловны Вакуровой. Справляемся о здоровье и вместе радуемся творческим успехам общих друзей, грустим об ушедших в мир иной. В памяти важно проплывают столпы искусствоведения: А.В. Бакушинский, М.П. Сокольников, Н. Воронов, О. Воронова… и, конечно, Ефим Вихрев. С удовлетворением констатируем, что молодежь наша более мобильна в этом новом мире, более прагматична.
   Вспоминаем, как душевно и страстно певали мы русские народные песни – неисчерпаемый кладезь тем для творчества. Времена теплые и уже былые, отношения искренние, состязательность здоровая – все в прошлом.
   Настораживал, растянувшийся на десятилетия бум. В вальсе «На сопках Манчжурии» есть слова: – «То не залп с полей долетел, это гром в дали прогремел…». Гром грянул! Перекрестившись, живем в другой стране, постарели. Волнует судьба миниатюрной живописи – жемчужины русской национальной культуры. Есть училища – надеемся, что будут и желающие учиться.
   А день уже начал заваливаться в закат. Выпили на посошок и Николай Иванович, спохватившись, засобирался в обратный путь. Мы крепко обнялись.
   Условились встретиться в сентябре в Холуе, на юбилее художественного училища. Николай Иванович приехал. В музее торжественно чествовали выпускников, англичане дарили подарки. Я с удовольствием наблюдал, как Николай Иванович «вкатил» со своей харизмой в самый центр событий. Наши взгляды встретились, и мы вышли на улицу. И опять разговоры… Теперь уже, о только что прошедшей в Вологде Всероссийской художественной выставке «Современной народное искусство России. Традиции и современность». Вечная тема.
      http://s004.radikal.ru/i207/1202/1e/c50448a8517a.jpg
              Великие живописцы Мстеры и Палеха: В.Ф.Некосов и Н.И.Голиков

   В этом контексте переходим к обсуждению возрождения иконописания, росту спроса на духовность. Медленно подошли к машине, Николай Иванович достал большой конверт и торжественно вручил его мне. Это была большая фотография с красным компьютерным текстом и тремя красивыми проектами новых работ Народного художника РСФСР, выдающегося деятеля Палехского искусства, достойного продолжателя дела своего знаменитого отца, Участника Великой Отечественной войны, гражданина своего Отечества – Голикова Николая Ивановича. Он говорил, а теперь молчит….
    Вечная Память!!!

2012 год, февраль. Село Мстера.
Народный художник РСФСР В.Ф. Некосов

Отредактировано палешанин (21-02-2012 20:13:44)

0

861

"За отвагу!" -- самый почитаемый воинский  орден (хотя и медаль),
выше всех прикреплён.

http://s018.radikal.ru/i518/1202/5e/9bf9200409ab.jpg

Кто знает, за что наградили "Отвагой" Николая Ивановича?

0

862

Катя написал(а):

Кто знает, за что наградили "Отвагой" Николая Ивановича?

За мужество и отвагу, проявленные при форсировании реки Свирь во время прорыва вражеской обороны, 1944 год.

Отредактировано палешанин (21-02-2012 18:48:51)

0

863

Катя написал(а):

"За отвагу!" -- самый почитаемый воинский  орден (хотя и медаль),
выше всех прикреплён.

Как говорят его близкие, он не любил вешать на грудь все свои ордена и медали, кроме этой награды. Этот день 9-го мая стал последним юбилеем в жизни солдата....

Отредактировано палешанин (21-02-2012 20:19:10)

0

864

Орден "Красной Звезды" - в составе экипажа СУ-152 они вытащили из-под обстрела с минного поля два подбитых Т-34 с экипажами.

Отредактировано палешанин (21-02-2012 08:41:37)

0

865

Из палехской районной газеты "Призыв" от 14 февраля 2012 года
http://i047.radikal.ru/1202/3d/79639fa828b0.jpg

Николай Иванович Голиков – Национальное Достояние России

Год, со дня ухода Народного Русского Художника в незабвенную память жителей и художников сел Палеха, Холуя, Мстеры, Федоскина, а также известных европейских деятелей культуры.

Предисловие

      Николай Иванович Голиков 1924 года рождения. Потомственный палешанин из знаменитых иконописных династий Голиковых и Колесовых, уходящих своими художественными корнями в эпоху Петра I. 
 
     …Огромное влияние на культурное развитие Николая Ивановича также оказала и его мама – Анастасия Васильевна Голикова (Колесова).
   …Священник Крестовоздвиженского храма Иоанн Рождественский услышав её пение в церковном хоре, настолько был поражен вокальными способностями, исключительным музыкальным природным даром юной девушки, что настоятельно советовал ей идти учиться далее:
     – Большой человек из тебя, Настюшка, получится, – говорил он не раз…

…13-летним мальчишкой Николай Голиков, сдерживая слезы, запечатлел в рисунке своего отца на смертном одре так, что рисовавший рядом Павел Дмитриевич Баженов тихо сказал:
  – Да у тебя, Колюшка, рисунок лучше моего вышел, молодец…
http://s54.radikal.ru/i144/1202/f5/9edf1b085e31.jpg
Баженов - первый ученик Ивана Голикова

I.
    Николай Иванович пришел в Артель Древнерусской Живописи в самом начале 50-х, когда в коллективе коммунистами упорно насаждался стиль художественного соцреализма. Преодолевая чудовищную инерцию коллектива и его руководителей ему удалось вытащить из натуралистического застоя искусство Палеха и вернуть его на путь древних духовных иконописных традиций, заложенных его отцом «со товарищи». 
   Ещё учась в Палехском художественном училище, он первым, на свой страх и риск, обращается к иконе, как основе для дальнейшего творческого роста. В те времена можно было только за одно слово «икона» напрочь испортить себе жизнь. Внимательный Иван Петрович Вакуров, заметив интерес Николая к подлинным образцам древнерусского искусства,  негромко сказал ему:
  – Правильно делаешь.
  Иван Петрович и Николай Иванович жили через дом друг от друга на Ильинской улице. Сохранились уникальные воспоминания, тогда еще молодого Николая Голикова, о встречах и беседах с И.П. Вакуровым…

http://s017.radikal.ru/i422/1202/a3/82d26b46431a.jpg
Иван Петрович Вакуров

                                                                                              Продолжение следует...

Отредактировано палешанин (21-02-2012 19:04:30)

0

866

II.  http://s017.radikal.ru/i422/1202/34/097bfecfd7f9.jpg
       Николай Голиков среди свих работ во время ТВ-репортажа в мае 2010 г. Палехский музей
   
    Последняя художественная выставка в залах палехского музея в мае 2010 года участников Великой Отечественной войны,  в числе которых мы могли увидеть и работы Николая Ивановича, предоставила нам редкий случай вновь встретиться с уникальным искусством Мастера.
     Высочайший художественный и нравственный уровень его произведений заслуживает, без всякого сомнения, лучших мировых музейных и выставочных залов!!! Абсолютная глубина раскрытия образов, природный талант коренного палешанина в стилизации изобразительной формы и тончайшее внутреннее чувство цвета, композиции, небывалая чистота рисунка, его музыкальность, безупречное владение приемами темперной живописи  ставит этого художника в один ряд с основоположниками палехского искусства. Позволяет  говорить о нем, как о выдающейся творческой личности в художественной жизни не только российской, но и мировой культуры.   
   Его мудрые беседы о человеческой культуре, религии, о путях развития художественного Палеха собирали в  небольшом домике на Ильинской улице многих исследователей изобразительных искусств, в том числе, из Европы, Америки, Японии, Австралии…  А сколько  в этих небольших стенах перебывало своих, местных художников, студентов и говорить не приходится. Любому входящему Николай Иванович старался оказать любую помощь, сказать доброе слово, поддержать материально…
    Неоценимый вклад в развитие декоративно-прикладного искусства Николай Иванович вносил своим участием в работу Всесоюзных, Республиканских, Зональных и местных выставкомов СХ. На высоком профессиональном уровне формировал экспозиции Палехских произведений лакового искусства в различных выставочных залах страны. Его мнение всегда высоко ценили искушенные столичные искусствоведы и маститые художники  разных художественных направлений: прикладники, скульпторы, живописцы, художники по тканям…
   Его первые самостоятельные работы на белом фарфоре в 70-х годах прошлого века органично влились в ряд шедевров этого направления и вызвали восхищение даже опытных художников Петербургского Императорского фарфорового завода, где Николай Иванович несколько месяцев проводил практику по возрождению Палехской росписи на этом материале.
   Печать своего необыкновенного художественного таланта он оставил не только во многих городах России, но и в далеком Дагестане, где с несколькими своими коллегами они оставили великолепные стенные росписи.
   Большая работа Николая Ивановича Голикова на космическую тему была в начале 90-х годов с удовольствием приобретена руководством крупнейшего в мире Музея Авиации и Космонавтики в  г. Вашингтон США. Директор этого...

                                                                                 Продолжение следует....

Отредактировано палешанин (21-02-2012 19:01:45)

0

867

Да, .. Хороший человек и замечательный художник, Николай Иванович. А Про его Великого отца и говорить нечего-это глыба.. Очень жаль, что столь великая династия так бездарно завершилась на никчёмном сыне Николая Ивановича.

0

868

Палещанин написал(а):

великая династия так бездарно завершилась на никчёмном сыне Николая Ивановича.

Когда-то почти тоже самое говорили  и о Иване Ивановиче, и о Николае Ивановиче. Ты, любезный, сходи  и посмотри, как люди работают. Я Юрия Николаевича знаю, почти, 30 с гаком лет. Да и не только я.  Вместе работали в приснопамятных мастерских. Гавкать - пожалуйста, в другом месте. Подобные тебе здесь уже были.

Палешанин! Где продолжение??????? Я "Призыв" не выписываю, так что валяй, выкладывай весь материал!!!!!!!! Недурно излагают, господа хорошие. Бабурин с Некосовым тоже ещё те ЗУБРЫ. Вспахали глубоко наши землепашцы!!!!

0

869

так выложите нам, тёмным, гениальные произведения Юрия Николаевича, что бы все посмотрели , обсудили....
Просветите, будьте так любезны....

0

870

А То Иван Ивановича много произведений, много и Николай Ивановича, а Юрия Николаевича пока не наблюдаю.

0

871

Палещанин написал(а):

так выложите нам, тёмным, гениальные произведения Юрия Николаевича, что бы все посмотрели , обсудили....
Просветите, будьте так любезны....

Слышь! Убогий! Тебе дверью, что-ли, яйца прищемили? Что ты за хрен такой, требовать здесь чьи-то работы? Найди и посмотри. Ты бы о себе побольше рассказал, про свою деятельность на посту провокатора. Все это юродство проходили уже.
   Гениальных работ в современном Палехе нет и быть не может! Все похерено и разрушено! Общий уровень крайне низкий, так как уничтожен коллектив, потеряна нравственность, преемственность.Сувенирные лаковые поделки или подделки - вот и вся продукция Палеха на сегодняшний день. Дальше будет еще хуже, думаю.
 
Что там с продолжением статьи??? Ау!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Братишка!!!!!!!! У кого еще номерок газетный есть?! Выкладывайте!!!!!!!

0

872

http://s017.radikal.ru/i442/1202/fb/e98e82b15394.jpg
Палешане! Кто может назвать художников на фото? Второй справа от нас в нижнем ряду - Григорий Константинович Буреев???

Отредактировано георгий (25-02-2012 03:45:47)

0

873

http://s017.radikal.ru/i443/1202/2e/31bae1f904f4.jpg
И рассеял Господь свой народ... Иных уж нет с нами....

0

874

http://i008.radikal.ru/1202/29/6633f6605425.jpg
Какое-то торжество по случаю чего-то в художественных мастерских села Палех. Вероятно, начало 70-х или ранее. Возможно кто-то кого-то узнает. Пишите обязательно! История!

0

875

http://s018.radikal.ru/i510/1202/1a/5c9e2baa9924.jpg

Перед художественным советом в мастерских. На заднем плане Зубкова Тамара Ивановна - дочь Ивана Зубкова.

0

876

http://s017.radikal.ru/i414/1202/dd/34cd1a0d0596.jpg
Центр старого Палеха. Вероятно 40-50-е годы или еще ранее. Вдали виднеется колодец.

0

877

http://s017.radikal.ru/i439/1202/29/416c65678255.jpg
По-моему, супруги Фигурины? Старый палехский род.

0

878

http://s017.radikal.ru/i423/1202/9e/6224bcf34279.jpg
Палехский замечательный художник и человек Виктор (Евгеньевич-могу ошибиться)  Рябов. (Ушел из жизни)...

Отредактировано георгий (25-02-2012 04:40:57)

0

879

http://s57.radikal.ru/i155/1202/54/46ce995825b6.jpg
Астронавт Георгий Гречко в Палехе.

0

880

http://s006.radikal.ru/i214/1202/74/0a214f818dd2.jpg
Мастер палехскиой кисти А.Д.Галкин - душа кампании

0

881

http://s017.radikal.ru/i414/1202/f8/dc3771f918e5.jpg
Художники-палешане после удачной рыбалки. 50-60-е годы.

0

882

http://s005.radikal.ru/i209/1202/f6/1786463c5fd6.jpg
Павел Чалунин(в очках) ближе к окну, справа у окна Тамара Зубкова и Алексей Зайцев. Корифеи палехской живопси. Вероятно начало 60-х или ранее.

Отредактировано георгий (25-02-2012 04:41:56)

0

883

http://s017.radikal.ru/i426/1202/fb/ed420dc97ae0.jpg
Молодые художницы. Село Палех 50-е годы.

0

884

http://s004.radikal.ru/i206/1202/f0/0c18bef842f6.jpg
Часовня в селе Холуй

0

885

http://s40.radikal.ru/i090/1202/f2/62a8f3afc40e.jpg
Коренной палешанин Федор Александрович Каурцев. Бывший иконописец, затем художник лаковой миниатюры. Иконы, написанные его предками были отправлены немецкому поэту Гётте, который проявлял интерес к древнерусскому искусству.

0

886

Извиняюсь за долгое продолжение. Хотел проиллюстрировать какими-нибудь фотографиями, но раз требуете....

  Большая работа Николая Ивановича Голикова на космическую тему была в начале 90-х годов с удовольствием приобретена руководством крупнейшего в мире Музея Авиации и Космонавтики в  г. Вашингтон США. Директор этого музея даже предлагал художнику заключить большой контракт на дальнейшие произведения.
     До сих пор неоценимую заботу и помощь Николая Ивановича Голикова  вспоминают, теперь уже знаменитые,  мастера восточной лаковой миниатюры из Ташкента.  Почти 30 лет назад группа молодых художников из Узбекистана приехала в Палех за опытом технологических и художественных секретов лаковой росписи. Их произведения теперь также продаются по всему миру, как и палехские. От их коллектива в адрес родных и близких Николая Ивановича также звучат слова скорби и огромной сердечной благодарности своему мудрому и заботливому палехскому наставнику…

III.
     Николай Иванович прекрасно разбирался в истории  и школах иконописания не только Палеха, но и других древнерусских центров России. Много приезжало к нему в дом известных художников-реставраторов с просьбой рассказать о той или иной художественной иконописной манере. Приезжали, как обычно на пару-тройку часов, но беседы и размышления Палехского Мастера невольно оставляли гостей на несколько дней.
   Огромную патриотическую работу проводил он и среди учеников Палехской средней школы.  Интереснейшие экскурсии по деревням и весям с группами молодых художников, воспоминания о старых мастерах, старинные палехские песни, в исполнении которых ему не было равных – все свидетельствовало о заботе Николая Ивановича Голикова о подрастающей смене и новом поколении творцов и мыслящих людей. Лучшего знатока и краеведа старинного Палеха, каким был Николай Иванович, уже, к сожалению, не будет…Его уникальная память сохранила мельчайшие подробности жизни, как основоположников Палехского искусства, так и самого села Палех, окрестных деревень. Он помнил всех старых иконописцев, многих деревенских жителей, их семьи, кто и где жил, их беседы, взгляды, мировоззрение…

IV.
   Вспоминаются драматичные события не столь уж отдаленного времени, когда ряд местных чиновников при молчаливом согласии некоторых художников из Палехского правления СХ задумали уничтожить  Ильинское кладбище, где покоятся останки коренных палешан. Только благодаря решительной и твердой позиции, занятой Николаем Ивановичем и поддержавшими его жителями Палеха, частью коллектива художественных мастерских древний погост был спасен от разорения.
    Николай Иванович первым поднял вопрос перед властью и о строительстве объездной дороги вокруг своего родного села. Он также резко и твердо  выступил  против планируемого строительства атомной станции в  г. Кохма, собрав для этого большое количество подписей своих земляков.
   Небольшой воинский мемориал с памятными плитами и именами погибших односельчан, жителей палехских деревень – это еще одно свидетельство его заботы о сохранении Памяти. Он сам нашел архитектора, оказал ему всю необходимую поддержку, в результате которой вначале появился макет будущего места поклонения палешан своим погибшим родным, а затем  был создан и сам комплекс. Один из деятелей РК КПСС, пытаясь остановить идею строительства Аллеи Памяти, сказал Николаю Ивановичу:
  – Мы же (коммунисты) закопали под памятник капсулу с именами погибших, так зачем же еще чего-то здесь наверху сооружать?
  – Ну и кому нужна под землей ваша капсула, кто там будет читать имена погибших солдат… – ответил израненный фронтовик.
  …В разгар коммунистического безумия привез Николай Иванович в свой родной Палех из Москвы от друзей изрядно потрепанную самиздатовскую книгу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Прочел и решил познакомить с ней своих коллег-художников. Но те шарахнулись от книги, как от чумы, кто-то донес куда надо, и через несколько дней местные медики по «совету органов» попытались упрятать художника в психиатрическую лечебницу…

0

887

V.
   …Иногда он вспоминал свою первую атаку на передовой в сражении на Орловско-Курской дуге, когда в спелой, золотой ржи немцы сделали широкие прокосы и на флангах поставили пулеметы. Выбегавшие наши солдатики валились, как подкошенные снопы. Заглядевшись на яркие вспышки немецкого танкового пулемета  18-летний Николай не сразу понял, что прицельный огонь с этого танка ведется в его сторону и тут же был сражен сильнейшим ударом в грудь. Позднее, в госпитале военврач Кущева сказала:
    – Вы мальчик, счастливый. Всего два миллиметра разделили Вас со смертью.
…Бывший пехотинец Голиков продолжил фронтовые подвиги на Карельском фронте  в составе тяжелой самоходной установки СУ-152 в качестве командира башенного орудия. За форсирование ледяной и суровой реки Свирь под шквальным огнем противника он был удостоен медали «За отвагу», которая среди солдат ценилась выше ордена.
   …Болота, гати, скалистая земля Заполярья, постоянные артобстрелы и бомбежки… Здесь он был представлен к ордену «Красная Звезда».
    Вот как это было в 1944 году. На минном поле под обстрел попали два наших танка Т-34 и получили различные повреждения. Согласно приказу командира полка экипажу машины Николая Голикова была поставлена задача – вытащить подбитые танки из-под огня. Приказ был выполнен – танки с экипажами они вытащили, сами чудом не подорвавшись на минах. Спасли и людей, и технику. Лишь через сорок лет фронтовой орден нашел своего хозяина. По особому приказу тогдашнего главного коммуниста района, орден «Красной Звезды» было запрещено вручать фронтовику, и долгое время он пролежал в столе военкома. Лишь с изменением политической власти в стране награда была вручена уже седому солдату. Затем еще один орден «Отечественной Войны I степени» украсил гимнастерку 19-летнего гвардейского старшины Голикова за многочисленные войсковые операции…
   Здесь, в Заполярье, под немецкими бомбами Николай Иванович получил второе тяжелое ранение. Осколок авиационной бомбы он проносил у позвоночника всю оставшуюся жизнь. Хирурги не решались делать операцию, слишком был велик риск полной парализации. Очень часто у художника переставала действовать правая половина тела. Но, мало кто об этом знал. Старый солдат старался не показывать своих страданий.
   После кровавых фронтовых дорог выпало ему еще шесть лет службы на Балтике в экипаже торпедного корабля «Морской Охотник» на военно-морской базе Пиллау (Балтийск), ранее принадлежавшей немцам.
     Все знают легендарного конструктора автомата «ППШ»  Шпагина. Он был депутатом Верховного Совета СССР. Довелось Николаю Ивановичу быть доверенным лицом депутата Шпагина, неоднократно встречаться с ним, беседовать… и выпивать по чарке. Георгий Семенович Шпагин родом из Ковровского уезда Владимирской губернии, поэтому он и выбрал своего земляка-фронтовика Николая Голикова – гвардейского старшину Балтийского флота в свои доверенные лица

0

888

VI.
  … Возвращаясь к творчеству художника, хотелось бы процитировать высказывание одного из известных искусствоведов  «…посмотрим всего лишь на  три шедевра из творений Николая Голикова, два из которых находятся в Детском Музыкальном Театре им. Н. Сац  в Москве на проспекте Вернадского. Это большие лаковые панно: «Руслан и Людмила» и «Хозяйка Медной горы». Ничего подобного палешане со времен основоположников не создавали. Затем был выдающийся триптих «Сказ о царе Салтане» в санаторий в городе Геленджик. Только за одну из этих работ можно смело и открыто присуждать, как минимум, Государственную премию и звание академика живописи. Эти, как и другие его высочайшие творческие вершины будут долго служить ориентирами и уникальными образцами для новых и новых поколений художников Палехского искусства… А его бесценная помощь во время работы в коллективе приснопамятных мастерских многим десяткам молодых мастеров. Сколько коллег по творческому цеху воспользовались его достижениями! Переоценить невозможно!»…  К боевым наградам добавился и  орден «Трудового Красного Знамени».
      Действительно, Николай Иванович всю жизнь проработал в различных бригадах вместе с большим коллективом мастеров. Все могли в любой момент подойти и посмотреть, поучиться, спросить совета, побеседовать. Большой Мастер с удовольствием объяснял и делился своими «секретами»… В последние годы он создал еще целый ряд уникальных шедевров. На последней выставке в мае 2010 года он негромко сказал:
  – Сделал бы и больше, если бы были условия для работы…
    …Крупнейший знаток,  искусствовед и коллекционер  народного искусства москвич  Михаил Порфирьевич Сокольников, увидев впервые в 50-60-х годах прошлого века работы Николая Голикова, не удержался и воскликнул:
   – Николай! Не слушайте никаких «доброжелателей»! Вы на правильном пути! В Вас заложен природный талант палешанина!

0

889

VII.
    Николай Иванович тяжело переживал разграбление здания Артели, где работали основоположники и уничтожение коллектива, как единого и мощного творческого организма. Эта трагедия художественного промысла еще отзовется в последующих поколениях художников своими необратимыми последствиями.
    Они с супругой – Софьей Михайловной Голиковой (Вакуровой)   последними покинули родные и остывающие стены старого здания, когда уже все разбежались, а зябнущие руки с трудом удерживали маленькие беличьи кисти. Отопление, электричество  было отрезано «молодыми товарищами» у них на глазах, а в комнатах здания хозяйничал осенний уличный холод.

VIII.
    На судьбу Николая Ивановича выпали многочисленные  тяжкие испытания: большевистский и предвоенный голод в семье из семи человек без отца.   С 1941 года молодой Голиков – участник народного ополчения, затем путь художника продолжился  по голодным и кровавым дорогам войны…   
   А прежде, чем расцвести природному таланту уникального Мастера, пришлось освоить профессии слесаря, землекопа, колхозника, столяра, плотника. Работа на лесоповалах. Самому приходилось изготавливать кирпич для строительства дома. Каждый год посылали в колхоз, где пахали, жали, молотили, косили, убирали фермы. Всегда приходил на помощь Николай Голиков своим друзьям-фронтовикам, помогая возводить им жилье, заготавливать на зиму дрова, запасать траву в холодных болотах на дальних покосах…

IX.
… В последние годы своей земной жизни Николай Иванович Голиков возглавил творческий совет и встречи известных художников Палеха и Холуя. Проходили они всегда с огромным интересом для участников и заканчивались затемно. По высказываниям старейших холуйских художников и педагогов холуйского художественного высшего учебного заведения, творческое сотрудничество между Палехом и Холуем было возрождено на новом качественном, профессиональном и интеллектуальном уровне. Традиция эта продолжается, и по сей день, теперь уже  с присоединившимися к художникам европейскими искусствоведами  –  ценителями искусства лаковой миниатюры…
   Несмотря на преклонный 86 – летний возраст, Николай Иванович был открыт всему новому и в других областях. Быстро освоил компьютер, интернет. С удовольствием собирал электронную библиотеку когда-то недоступных или запрещенных при советской власти книг, документов…   
    Активно обменивался по электронной почте мыслями и предложениями с директором известнейшего Музея Мирового Лакового Искусства в г. Мюнстер (Германия) госпожой Моникой Копплин, которая издала недавно лучший за всю историю художественного Палеха каталог. Летом 2011 г. она произнесла трогательную речь на старом Ильинском погосте у могилы Николая Ивановича и попросила прощения за свой поздний приезд, горько сожалея о несостоявшейся долгожданной встрече с великим Мастером.
   Фронтовые воспоминания Николая Ивановича опубликованы на известном сайте самого авторитетного историка Великой Отечественной войны Марка Солонина. А в своей электронной библиотеке известный бывший советский правозащитник Александр Белоусенко создал раздел, посвященный палехскому солдату и художнику. С этими людьми его также связывала обширная переписка по интернету.
   Несколькими годами ранее Николай Иванович познакомился с начальником крупнейшей шахты в г. Караганда (Казахстан) И.И. Любимовым, который оказался страстным поклонником искусства Палеха и был в свою очередь очень дружен с замечательным палехским художником Виктором Евгеньевичем Рябовым. Николай Иванович Голиков во время своего ответного визита в Караганду с огромным интересом знакомился с простыми шахтерами и провел с ними в свои 77 лет целую рабочую смену в забое на глубине около километра. Шахтеры потом долго вспоминали знаменитого художника, с удивлением отмечая его духовную близость к рабочему человеку. Они были поражены его простотой в общении, близостью взглядов на жизнь, размышлениями и записали его в свои друзья. После рабочей смены, поднявшись с бригадой  из забоя с ног до головы  в черной угольной пыли, Николай Иванович был поражен тяжелейшей и опаснейшей работой этих смелых людей…
http://s018.radikal.ru/i513/1202/85/c10bf2bf241c.jpg
[b]Художники Голиков и Рябов. В центре начальник той самой Карагандинской шахты Иван Любимов

…Несмотря на тяжелые фронтовые ранения и мучительные боли от них, перенесенные операции, Николай Иванович мужественно до последнего дня и часа жил, боролся, творил и мыслил, как Великий Человек,  Художник, Учитель.

Главный завет Мастера к молодому поколению – это религиозное сознание, нравственность, чистота помыслов, Правда! Без этих качеств никому не дано стать ни Человеком, ни Художником!!!

Земной, низкий поклон Русскому Солдату и Художнику за те богатейшие познания, мудрость и бесценный опыт, переданные художникам Палеха и Холуя.

Вечная память Николаю Ивановичу Голикову ныне, присно и во веки веков!

Односельчане, друзья, знакомые, родные, художники Палеха, Холуя, Мстеры, Федоскина.

                                                                                        20 февраля 2012 год.
[/b]

Отредактировано палешанин (25-02-2012 09:14:17)

0

890

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Посвящение Народному художнику России и фронтовику Голикову Николаю Ивановичу в честь 65-летия Победы и выставки работ в Палехском Госмузее участников Великой Отечественной, а также в честь 86-летия художника.

Светлой Памяти Николая Ивановича Голикова
от близкого друга, художника А.Д.Галкина
                                                           
    Любил он жизнь, любил природу
Любил он Палех и людей.
Со мною вместе на восходе
Шагал у дач, среди полей

Всегда живой, веселый добрый
Шутливый, искренний и свой
Мечтал он только о хорошем
Не зная, где искать покой

Прошел войну и дважды ранен
Видал невзгоды он не раз
Творец в искусстве и Художник
Писал все доброе о нас

Вчера – неутомимый, сильный, бодрый духом.
Он у нас, все остается светлым русским
Христианином навсегда!

20 февраля 2011 год, село Палех.
На смерть Николая Ивановича Голикова
Помните и помяните

Он умер февральской ночью
Когда лютовал мороз
Обмыли, одели молча,
И слепли глаза от слез

В гробу лежал он строгий
Лица обострился овал
Мы многого не спросили
Он многого  нам не сказал

Склонили головы люди
Шуршали цветы венков
И замерли в карауле
Друзья прошедших боев

Еще на больничной койке
Советовал нам не забыть
Чтоб был непременно Галкин
И холуян пригласить

Приехал любимый племянник
Печальна у гроба вдова
А внук разбрасывал лапник
В морозном проулке двора.

Для нас это имя свято
Как мало таких людей,
Кто совесть свою не прятал
До самых последних дней…

Друзья, коллеги.

Отредактировано палешанин (25-02-2012 08:59:46)

0

891

Еще в газете есть статья Бориса Кукулиева. Чуть позже, господа.

Отредактировано палешанин (25-02-2012 09:02:51)

0

892

георгий написал(а):

Слышь! Убогий! Тебе дверью, что-ли, яйца прищемили? Что ты за хрен такой,

я смотрю здесь много весьма интеллектуального и интеллигентного народа, способного спорить и приводить веские доводы и неопровержимые аргументы
Хамить то, как я посмотрю тут многие горазды. Но уж раз Вы тут рассуждаете о высоком искусстве, великих художниках и старых традициях...
Такое хамство из Ваших уст очень неуместно и о многом говорит. А если Вы и весьма интеллектуальны и недюже умны, то просто обязаны согласится со мной в том,
что ЭТА могучая ДИНАСТИЯ окончательно прерванна, ведь доказательств обратного- просто не существует. Вот и Всё. И незачем хамить.

0

893

Жора! Хорош бисер метать. Пустое дело!

Я вот, что думаю. Сколько у нас старых династий осталось? Ну ум пришли фамилии Мызниковых, Вакуровых, Буреевых, Зубковых - это те, кто работает художниками. Зубковы, наверное, самые многочисленные. Блохины, по-моему, еще. Кто-то и из Фигуриных есть.

0

894

георгий написал(а):

Павел Чалунин(в очках) ближе к окну

Георгий, выложи его "Пересвета с Чолубеем", если есть в загашнике.

0

895

А что ж Вы про Котухиных забыли. Можно Хохловых вспомнить. И у многих продолжателей династий есть творческий дар.

0

896

кстати. никого из участников форума я не оскорблял, поэтому не понятно такое отношение

0

897

Палещанин написал(а):

А что ж Вы про Котухиных забыли. Можно Хохловых вспомнить. И у многих продолжателей династий есть творческий дар.

Забыл!

0

898

георгий написал(а):

Здесь рот не затыкают, а участвуют на равных в любом разговоре.

Вы тогда хоть попробуйте

0

899

Выкладывай работы, какие есть, всех династий. Будем смотреть.

0

900

Палещанин написал(а):

Можно Хохловых вспомнить

А кто сейчас из Хохловых работает?

0

901

Кто из Котухиных?

0

902

Париловых надо вспомнить!

0

903

http://palekh.narod.ru/b/buldakov/bulnb_04.jpg
продолжатели династии Буреевых

0

904

династия Париловых тоже прерывается.

0

905

http://www.webartplus.narod.ru/palex/plx13-b.jpg
Вот- Вакуровы

0

906

Палещанин написал(а):

династия Париловых тоже прерывается.

На ком?

0

907

Кстати, и про Белоусовах забыли

0

908

Палещанин написал(а):

Вот- Вакуровы

Кто именно?

0

909

Палещанин написал(а):

Кстати, и про Белоусовах забыли

Нынешние Белоусовы это другие. Палехские - однофамильцы

0

910

Династия Париловых как художественная прерывается на Вадиме Парилове. хотя, кто знает может его внуки будут палехскими художниками

0


Вы здесь » Частный Клуб » Культура » Палехские беседы с Фёклой - 2>>